27.04.2024, 19:19 |
Чиновников вылечат штрафами06.07.2012, 00:57  «Тихоокеанская звезда» (г. Хабаровск)
В Николаевске-на-Амуре против должностных лиц городской администрации возбуждено шесть административных дел по факту нарушений при размещении муниципальных заказов, а глава города Петр Волынский оспаривает в судебных инстанциях штрафы на сумму свыше полумиллиона рублей. Об этих и других фактах нарушений процедуры размещения государственных и муниципальных заказов шла речь на состоявшемся на днях в правительстве Хабаровского края совместном семинаре представителей краевых и муниципальных властей, надзорных и правоохранительных органов. - От того, как будут размещены заказы, как соблюдены процедуры размещения, соответствуют ли они тому, что требует законодательство, будет зависеть и эффективность работы по выполнению государственного и муниципального заказа, - открыл семинар, посвященный практике проверок заказчиков и спорным вопросам в работе контролирующих органов, начальник Главного контрольного управления губернатора Хабаровского края Денис Удод. - Соблюдение законности привлечения участников к государственным и муниципальным заказам в первую очередь зависит от тех людей, кто непосредственно связан с процедурой размещения заказа. Именно от их добросовестности зависит сам заказ. Напомним, что система размещения государственных и муниципальных заказов действует согласно требований федерального закона №94 (ФЗ-94) от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». А контролем за соблюдением законодательства в этой сфере занимаются управление Федеральной антимонопольной службы, ГКУ губернатора края и уполномоченные органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Кроме того, за госзаказами надзирает и прокуратура. Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Хабаровского края Олеся Григорьева сообщила, что наибольшее количество нарушений законодательства о размещении госзаказов сотрудники прокуратуры обнаружили в Николаевске-на-Амуре. Против должностных лиц муниципального образования было возбуждено шесть дел об административных правонарушениях, сам глава городской администрации Петр Волынский решением суда первой инстанции штрафован на сумму свыше 500 тысяч рублей, но решения еще не вступили в законную силу, так как обжалованы «проштрафившимся» мэром. Представитель ГКУ, говоря о нарушениях процедуры размещения госзаказов, отметил, что каждый раз, когда выявляется то или иное нарушение, за ним обязательно стоит ангажированность участников торгов или аффилированность того или иного рода с органами и конкретными чиновниками, отвечающими за торги, запрос котировок, обоснование цен и т.п. Между тем количество наказанных за нарушения при размещении госзаказов растёт – в 2011 году это было 72 дела из 193, а за 2012 год уже 64 из 94. По данным краевой прокуратуры, в 2010-2011 годах в Хабаровском крае было возбуждено и 25 уголовных дел против лиц, нарушивших законодательство о размещении государственных и муниципальных контрактов. Проблемным звеном в контроле за процедурами, предусмотренными ФЗ-94, стал, по мнению участников совещания, именно муниципальный уровень. Полномочия между госорганами и муниципалитетами распределены таким образом, что на уровне власти района или города не могут быть рассмотрены жалобы участников размещения заказов. А уполномоченные на такой контроль органы местного самоуправления могут лишь проводить проверки, выдавать предписания и сообщать о фактах административных правонарушений, но не применять к ним меры административной ответственности. В числе участников совещания были уполномоченные по контролю за размещением заказов из 15 муниципальных районов и двух районов, где до сих пор нет таких органов. - Действующее законодательство предусматривает три уровня, которые наблюдают за размещением государственных и муниципальных заказов, - объясняет начальник Главного контрольного управления при губернаторе Денис Удод. - Первый уровень - это федеральные органы исполнительной власти, которые обладают соответствующими полномочиями, то есть антимонопольная служба. На региональном уровне в органах исполнительной власти субъектов РФ созданы свои уполномоченные органы для контроля за размещение госзаказов. Например, в правительстве Хабаровского края таким органом является Главное контрольное управление. Ну и третий уровень – контроль за размещением муниципального заказа. Органы муниципальной власти должны создать в своих структурах и возложить на существующие подразделения полномочия по организации контроля в этой сфере. - Вот что касается федерального и регионального уровня, то это работа поставленная и налаженная. Антимонопольная служба имеет большой опыт работы в этой сфере, наше управление уже три года занимается непосредственно этими полномочиями. А вот что касается третьего уровня - муниципального, то здесь дела обстоят не очень хорошо, - констатировал он. - Какова практика контроля за размещением госзаказов со стороны ГКУ? - Мы с недавнего времени ввели в практику размещение своих решений по делам об административных правонарушениях на официальном сайте госзакупок - если мы накладываем штраф на должностное лицо, то мы свое решение, постановление размещаем в сети Интернет. Факты, которые мы выявляем, ежегодно докладываются на совещаниях в правительстве края и губернатору. Законодательство предусматривает и регламентирует ответственность за нарушения процедуры размещения государственных и муниципальных госзаказов. Есть ряд статей в Кодексе об административных правонарушениях РФ, штрафы достаточно серьезные - от 30 до 50 тысяч рублей на должностное лицо. Подчеркиваю, что штрафы платятся из кармана этого лица, то есть из зарплаты чиновников. Это не государственные деньги перекладываются из одного кармана в другой, а заработанные деньги, которые чиновник отдаёт государству при выявлении нами нарушения. По итогам совещания в правительстве будет заключено соглашение о взаимодействии между уполномоченными на контроль размещения госзаказов в регионе и на местах. Цель соглашения – через обеспечение равенства перед законом всех участников размещения заказов обеспечить в крае добросовестную конкуренцию и расширить возможности юридических и физических лиц по участию в них. |
|