12.12.2024, 14:02 |
Квота или жизнь?18.10.2011, 19:09  «Тюменские известия»
На днях многие центральные СМИ — как печатные, так и электронные — в один голос обсуждали скандальную ситуацию вокруг очередного прокола в Министерстве здравоохранения и социального развития России.
Я даже записала кусочек из одной, жаль, не помню уже чьей статьи: «У Минздрава закончились деньги. Как так? А вот так — взяли и закончились. С утра вроде еще были. А в обед раз — и не стало. Причем деньги не на персональные автомобили для минздравовских шишек, а на самое необходимое — лечение. Лечение самых тяжелых пациентов, которым нужна так называемая высокотехнологичная медицинская помощь. И которые без нее не могут прожить. Кто — месяца, кто — недели, а кто и дня».
Речь идет о квотах, выделенных в том числе и на лечение детей с тяжелыми онкологическими заболеваниями.
Арифметика такая. На 2011 год выделили 265,7 тысячи квот, в том числе 51 тысячу — для детей. Из бюджета на обеспечение квот выделили 37 миллиардов рублей. Оставшейся суммы — чуть более 700 миллионов рублей — до конца текущего года явно не хватит.
Последние строки статьи мурашками по коже: «В эти минуты, когда вы читаете эти строки, кто-то не дождался этой помощи. Деньги-то кончились...»
К кому претензии? Журналист адресует их и без того самой критикуемой блондинке Российской Федерации — министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой. Он убежден: Голикова виновна в катастрофе с квотами, в незапланированности, непросчитанности ситуации.
Неймется журналистам. Ведь как-то на одной из дискуссионных ТВ-площадок по поводу руководства здравоохранением их уже упрекали: вот вы какие отсталые! Хороший менеджер — не обязательно «профильный» специалист, главное — управленческий талант...
И тем не менее по поводу г-жи Голиковой все чаще звучит отчаянное: «Может, все-таки врача позвать?!»
Почему мы, региональная газета, так подробно говорим об этом? «Местечковость» тут ни при чем. Вопрос квот касается всех без исключения. В том числе и нас, жителей Тюменской области.
И нашей газеты тоже. Не так давно «Тюменские известия» публиковали материал о замечательном докторе, который работает в железнодорожной больнице станции Тюмень. Это профессор, хирург-ортопед высочайшего класса Сергей Яковлевич Зырянов.
Почти четверть века проработал он в Кургане в клинике, бок о бок со знаменитым Гавриилом Илизаровым. Был одним из лучших его учеников, последователем, наследником высоких гуманных врачебных традиций.
Чему Илизаров научил Зырянова? Если оперировать медицинскими, ортопедическими, хирургическими терминами — то долго рассказывать. Проще сказать: он научил Зырянова не искать оправданий. Нет денег? Нет возможностей? Не учтено? Не запланировано? Плевать. Ты — врач. Можешь помочь — помогай. Иначе не врач.
Мы уже писали об этом: на прием к Зырянову народ приезжал со всех концов России. И даже из-за рубежа. Приезжали с «окончательным» диагнозом: ампутация конечности. Видела я «архив» Зырянова. Он его ведет не для того, чтобы пришлый корреспондент приужахнулся. А для того, чтобы видно было, как много на свете существует горя, беды, врожденных и приобретенных уродств. Ковыляет человек по улицам «шиворот-навыворот» или вовсе сидит дома, прикован к инвалидной коляске... А выход есть. Есть выход. Есть опробованные технологии. Есть замечательная железнодорожная больница станции Тюмень, главврач которой (спасибо ему) обеими руками за то, чтобы больница оказывала помощь как можно большему числу жителей Тюмени и области. Раз уж есть такая возможность. Есть Зырянов.
Талант Зырянова в том, чтобы не соглашаться с таким диагнозом. Бороться. Оперировать. И побеждать.
Невольно газета наша стала причиной «зыряновского» бума. Народ прочитал о докторе Зырянове. Народ поехал. За помощью, за последним шансом...
Что он — волшебник и маг — мог сделать в этой ситуации? Оперировать? Да. А дальше? Стационарное лечение, необходимые препараты — это же денег стоит...
Вот тут и встает в полный рост вопрос квот.
Профессор Зырянов и его сын Сергей (фактически тот же ученик, последователь, в свои молодые годы — специалист в области ортопедии) принесли в редакцию свои расчеты.
Вот они. Для того чтобы Зырянов с сыном мог прооперировать в год хотя бы 30 человек, необходимо выделить (найти, отыскать, запланировать) 3 (три) миллиона рублей. По 300 тысяч рублей на человека. Чтобы он отбросил костыли, стал жить как человек. Семью завел. В армию пошел. Есть в зыряновской практике такой случай: обратился к нему молодой парень с патологией стопы. Хочет в армию, видит в ней свое призвание — нога не дает. Зырянов вынес вердикт: после операции к защите Отечества годен.
А Отечество готово? К тому, чтобы поставить парня на ноги за «бюджетный счет»?
На днях обратилась к нам в редакцию Надежда Федоровна Уколова, 1949 года рождения. Работала главной медицинской сестрой Бердюжской районной больницы. Теперь на пенсии. Проблемы с ногами страшные. Сын Евгений — инвалид, более 20 лет прикован к постели после перелома позвоничника.
Мать — единственная опора сына. А опора-то сама шатается... Надежда Федоровна побывала на приеме у Зырянова. Помочь можно. Деньги нужны...
Денег нет — скажут нам. Вранье. Есть деньги. Есть деньги в России. Даже за минусом тех, что утекли за рубеж. Надо только, распределяя их, руководствоваться принципом справедливости. Кому хуже — тому в первую очередь и помогать. Принцип, конечно, примитивный — на первый взгляд. На второй взгляд — единственно правильный.
...Мы не стали ждать развития событий. Написали письмо в департамент здравоохранения Тюменской области. Теперь ждем ответа. Наивных людей в редакции нет, понимаем: только на следующий год возможно будет перекроить «здравоохранительный» бюджет так, чтобы в ж/д больнице люди оперировались — и выходили из нее без костылей.
Мы уверены: Тюменская область найдет выход. В нашей области еще не разучились прислушиваться к человеку.
Будем ждать. Три миллиона, конечно, немалые деньги. Но если «прикинуть» эту сумму на число человеческих страданий (от которых можно избавить!), то она не покажется большой.
Так, пара фейерверков на праздник. Крутая иномарка для чьего-нибудь сыночка. Да мало ли...
Вероника Наумова |
|