13.12.2024, 09:33 |
Пресса и общество. Вернуться в журналистику17.10.2011, 19:03  «Коммуна»
Международной конференцией «Формула доверия» завершился ХV Международный фестиваль журналистов в Сочи, который проходил в киноконцертном зале комплекса «Аква ЛОО»
С основным докладом выступил советник генерального секретаря ЮНЕСКО, президент Международного пресс-клуба Генрих Юшкявичюс. Концепцию формулы доверия, за которую проголосовали участники конференции, представил секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. Вёл конференцию председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
В завершение конференции было принято Обращение участников фестиваля к международным организациям, органам власти, владельцам изданий и журналистам.
Предлагаем вниманию читателей выступление на международной конференции члена воронежской делегации, декана факультета журналистики Воронежского государственного университета профессора Владимира Тулупова.
Начать с себя
То, что уровень доверия к журналистике катастрофически низок, что самой журналистики становится всё меньше и меньше, кажется, уже признали все. Так кто же виноват и что делать? Можно, конечно (и нужно!), предъявить счёт властям, ответственным за сужение социального и информационного пространства для реализации основных функций журналистики. Можно упрекнуть и аудиторию, которая предпочитает гламур качественной журналистике. Но лучше начать с себя.
Думается, журналисты (да простится мне резкое слово) предали нашу самую читающую аудиторию. Не все и не сразу, но предали. И сегодня остались лишь островки, где живут настоящие журналисты-Робинзоны.
Свобода журналистики была понята лишь как свобода выражения, самовыражения. Появилась тусовочная, монологичная пресса для своего – узкого – круга. Действенность уже никого не интересовала. Рубрики типа «Газета выступила. Что сделано?» сошли со страниц периодики. И критикуемые сразу это заметили, действуя согласно известной «мудрости»: «Собака лает, ветер носит, караван идёт…»
Прежде, когда в редакциях существовали отделы писем, журналисты порой занимались не своим делом, разбирая проблемы читателей (зрителей, слушателей), которые должна была решать советская власть. Но зато когда уже не на кого было надеяться, человек шёл в редакцию (фраза «А вот я в «Труд» напишу!» приводила в трепет многих начальников доперестроечных лет). Но отделы писем закрыли, подборки и тематические страницы под «шапкой» «Нам письмо!» исчезли.
Постепенно исчез и читатель, в том числе и как внештатный автор (было время, когда корреспонденты, помимо собственных материалов, должны были готовить авторские выступления – 60 процентов плановых месячных строк). А раз нет обратной связи – к чему такие СМИ?..
Постепенно коммерциализировались функции журналистики. Многие корреспонденты добровольно уходили в новый агитпроп, пиарналистику. По разным причинам, главные из которых можно выразить тремя словами: безопаснее, привычнее, денежнее…
Конфликты внутри редакционных коллективов приводили либо к изменению «лица» издания, либо к его закрытию. Сколько российская журналистика потеряла, выражаясь современным языком, брендов!.. История «Известий» у всех на слуху и на виду…
Все катастрофы последних лет связаны в основном с нарушением технологии. У журналистов – своя технология, нарушение которой также приводит к катастрофам. Для нас катастрофа, когда нарушаются профессиональные и этические стандарты, когда СМИ изобилуют ошибками – фактическими, стилистическими, орфографическими, орфоэпическими…
В общем, мы каждый день теряли и продолжаем терять аудиторию, которая сегодня стремительно мигрирует в социальные сети, творя свою «как бы журналистику». Именно – как бы. Ведь цивилизованное общество нуждается в профессионалах, ответственно изучающих текущую действительность, ответственно описывающих факты, события и явления, ответственно транслирующих информацию по различным каналам. Профессионалов, ответственных за то, как их слово отзовётся…
Что же делать? Журналистам необходимо возвращаться в профессию, а СМИ – возвращать аудиторию. Конечно, это непросто. Но возможно.
Если редакция – особенно на местах – станет культурным центром, своеобразным клубом встреч, если в редакции будет царить особая атмосфера, к ней потянутся люди. Задача – создать творческую среду. Если редакция найдет свою нишу (а для общественно-политических изданий она, можно сказать, давно определена – защита гражданина), то читатель скоро это оценит и, возможно, сам будет помогать в определении болевых точек, в поставке эксклюзивной информации.
Мне кажется, в обществе ощущается ностальгия по настоящей журналистике. Так давайте не злорадствовать вслед «уходящим натурам» с их ритуальностью («приятен запах типографской краски, люблю читать на ночь…»), а, наоборот, использовать их читательскую квалификацию для улучшения контента издания и воспроизводства аудитории (читательские клубы, письма читателей и т.п.).
Через различные формы медиаобразования и медиакритики (что давно делается в тех же скандинавских странах, в Германии, во Франции) следует собирать качественную аудиторию, готовить читателя с широким кругозором, привычкой к вдумчивому чтению и др. Находить нового читателя, развивая сеть корпоративных, в том числе семейных, СМИ.
Кстати, замечено, что только из хорошего читателя получается глубокий телезритель, вдумчивый радиослушатель, разборчивый пользователь Интернета…
|
|