07.12.2024, 13:43 |
У меня есть милка, звать её «Копилка»25.07.2011, 18:19  «Крестьянин»
В эти дни популярному еженедельнику ИД «Крестьянин» исполняется 12 лет Новые газеты появляются на свет всегда нежданно. Не так, как рождаются дети. Вроде и грех говорить «спасибо» августовскому кризису-98, но не будь его, не было бы и «Копилки советов». Как говорится, не было бы счастья... …Помню «стоячее» пятиминутное собрание всех сотрудников ИД, где тогдашний заместитель генерального директора по финансам и развитию А.В. Васильев предложил сделать новую газету, точнее, еженедельную газетку – маленькую, дешёвую и в перспективе доходную. Выскочка тут же нашёлся… в моём лице. Потому что была у меня «одна, но пламенная страсть» – сделать народную полезную газету для всех и для каждого. Причём такую, какой до тебя никто не делал – оригинальную, необычную. Газету, похожую только на саму себя, ни на какую другую. И ввязался! Поехали! Какого же читателя себе выбрать? Богатенького? Малоимущего? Из среднего класса? Мы выбрали того, кто ещё не разучился читать. Читающий класс... Как раньше сказали бы, от пионеров до пенсионеров. И чем шире круг – тем лучше. О чём писать? Обо всём! Вопреки мнению СМИ-спецов, что «газета обо всём – это газета ни о чём». Стремился убедить себя и в другом: не редакторское это дело – думать о коммерции. Срубить «бабки» любым способом – убить газету в зародыше. Но как упаковать в один флакон сухой расчёт и «живую воду»? Та ещё алхимия! В мою «келью» заходил коллега, живущий этажом выше, и с изумлением спрашивал: «Чем ты занимаешься?» – «Пасьянс раскладываю. Из лучшего отбираю самое лучшее». Впервые газета увидела божий свет 8 июля 1999 года со словами «Поехали!» и превосходным снимком фотокора Льва Смоленского, который я про себя окрестил талисманом... На снимке – Настя Самохина с двумя собачками, подпись: «На даче у дедушки». Безымянный дедушка – отец-основатель издательского дома «Крестьянин» Владимир Кузьмич Фомин. Так «Копилка» ушла в розницу тиражом 5900 экземпляров – подписки тогда не было. Я её купил! Какой же увлекательной может быть рутинная, на первый взгляд, техническая работа – дизайн, рубрики, названия страниц... Инкубационный период завершился появлением чуть стилизованными под старину рубриками. «Домовладыка» предлагал читателям необычные советы по саду-огороду, «советы бывалого» и самые разные маленькие хитрости. «Берегиня» воспитывала детей и мужей, приглашала на свою «Кухоньку», помогала обустраивать семейное гнёздышко. Сразу же стала популярной страничка «Здравие». А сколько интересного было на страничке «Интерес»! Наконец, расслаблялся наш читатель на последней страничке – «Забава». Блеснул своим оформительским вкусом наш дизайнер Володя Карпов. Нештатный «кроссвордист и головоломщик» Лёша Данилов из Белой Калитвы по сей день восхищает нас и читателей своей изобретательностью. Появились и другие нештатные авторы, настоящие профессионалы, среди которых были и доценты, и доктора наук. К примеру, сверхпопулярной стала «Занимательная история» – рубрика профессора Юрия Павловича Денисова . Пошла писать губерния Как мы ни дорожили письмами, но очень не хотелось, чтобы они уходили в песок. И однажды мы взмолились: «Пока не присылайте писем. Того, что прислано, хватит надолго. Если вы написали, но не отправили, не огорчайтесь. Положите в надёжное место, чтобы потом, когда будут подходить к концу наши запасы, прислать нам. Когда присылать – об этом мы вам скажем в газете. А пока не присылайте. Договорились?» Увы, наши читатели оказались безжалостными, против чего мы особо и не возражали... Территория любви Услышав однажды, что «эта газета для денег, а не для души», я онемел от недоумения. Да не будь у неё души, она бы померла ещё в младенчестве! Конечно, есть деньги бездушные, но есть и заработанные с душой. «Она всем по карману, такую газету не выбросишь. Я делаю вырезки и приклеиваю в специальную тетрадь». «Спасибо, что ты есть!» «Копилочка», ты наша кубышечка, наша малышечка. Мал золотник, да дорог». «Когда прочитала один, первый номер «Копилки», я поняла, что она – та газета, которую так долго искала». «Помогите: болит душа. Вы – моя последняя надежда». «Эту газету я называю палочкой-выручалочкой». «Мы уже и соседей «заразили» «Копилочкой». «Она хоть и тощая, но всё в ней есть». «В одну очень трудную минуту «Копилка» мне помогла советами». «Ваша газета как бы объединяет целые регионы в одну большую семью». «Ваша газета – территория любви». «В этой маленькой, умненькой «читалке» я нахожу для себя многое. Главное – никакой политики, от неё не знаешь куда скрыться. В «Копилке» любой возраст для себя что-то найдёт». Забегая вперёд, скажем, однако, что от «политического соблазна» нам уйти не удалось: такой гражданской активности от наших читателей мы не ожидали. Вот лишь один «щелчок» по властям предержащим 10-летней давности. Как будто из сегодняшнего дня: «Будь моя воля, запретил бы политикам, которые на виду, морщить лоб, сводить брови, принимать скорбно-сосредоточенное выражение – делать козью морду. Нужно делать дело». Как водится, не обходилось и без курьёзов! Были и «удары ниже пояса»: А однажды ваш покорный слуга едва не стал доморощенным астрологом. До сих пор заливаюсь краской стыда и одновременно горжусь таким фактом. Решили мы по просьбе читателей давать на последней страничке астрологический прогноз на неделю. Своего астролога у нас не было. Хотели позаимствовать у других изданий – не получилось, они выходили позже нашего. Что делать? Купил я «Большой лунный энциклопедический словарь» и начал его штудировать. Даже кое-что понял. Над составлением первого прогноза работал целую неделю – по ночам. А потом выдохся и стал придумывать (сочинять!) его сам. Через какое-то время получаем письмо: «Ваш астрологический прогноз – самый точный из всех, которые я читаю. Он меня восхищает. Хочу этому специалисту заказать свой личный гороскоп». Не помню, как выкрутился, но теперь я владею этой хитрой методикой. Так что заказывайте! Без галстука Любую большую газету * * * Я с ней – садовод, огородник, * * * Дешевле не найти, Мы будем впредь сто лет * * * * * * Многие наши коллеги из других изданий, тараща глаза от наших тиражей, не понимали, в чём же фишка «Копилки». Как то один чиновник среднего масштаба спросил: «Никак не пойму, почему так популярна ваша газета». Я отшутился: «Потому что она без галстука». Он юмор оценил, но галстук поправил. «Нет, правда, в чём её феномен? Как правильно забить гвоздь?» И тут у меня случайно слетела с языка фраза, которая, кажется, попала «в яблочко»: «Гвоздь, забитый плохим человеком, быстрее ржавеет». С тех пор на подобные вопросы я так и отвечаю. Занимательная арифметика Это был, пожалуй, единственный маркетинговый ход. Газета шла самотёком. Никаких бонусов, дорогих призов для победителей – только книжки. А вот и «занимательная арифметика». За полтора года тираж «Копилки» вырос в 23 (!) раза: с 5900 в июле 1999 года до 138 000 к концу 2000 года. 2001 год начали с тиража в 172 000, а закончили тиражом в 192 000. А пик был – 227 000! По рейтингам в регионе мы обогнали и АИФ, и КП. «Копилка» вошла в число самых тиражных газет России. Наш коллективный подвиг Виталий НАБОЖЕНКО, главный редактор «Копилки советов» |
|