Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

29.03.2024, 09:46

ЗАЧЕМ ЭКСПО КИТАЮ И РОССИИ?

Андрей ИЛЬЯШЕНКО


С 1 мая по 31 октября в Шанхае проходит крупнейшая за всю историю всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. В ней принимают участие 189 стран, 57 международных организаций, а также ряд крупнейших компаний и НПО. Ожидается, что число посетителей превысит 70 миллионов человек. Об этой уникальной экспозиции рассказывает наш специальный корреспондент Андрей Ильяшенко, посетивший ЭКСПО в июне нынешнего года.


Очередь

Очередь. Для кого-то это символ дефицита. Для кого-то - воплощение принципа равноправия. А для кого-то - критерий успеха.

Вот и на ЭКСПО-2010 в Шанхае популярность стран-участниц меряют часами, которые посетители проводят в очереди в тот или иной павильон. Час-два - это несерьёзно! 3-4 - вот достойная очередь для тех стран, которые хотят задавать тон на выставке, рекламирующей в соответствии со своим лозунгом "Лучше город, лучше жизнь" современные подходы в градостроительстве и урбанистике. Но рекорд - 7-8 часов ставит (ни за что не догадаетесь) павильон Саудовской Аравии.

Ну чем, казалось, может удивить пустынное королевство с населением 24 миллиона человек? Но искусство архитекторов, дизайнеров, видеоинженеров, помноженное, конечно, на немереные нефтедоллары, воистину способно творить чудеса.

Над ЭКСПО как бы парит ковер-самолёт XXI века - серебристая гондола НЛО с бедуинским оазисом на крыше: пальмы, лепет фонтанчиков, палатки пилигримов. А внутри расположен сферический кинозал, в котором зрителей, которых неспешно несёт по кругу движущаяся дорожка, ошеломляют фильмом, снятым во всех мыслимых измерениях.

Саудовские пиарщики не оплошали.

Выступили на равных с фаворитами ЭКСПО, в которых всегда числятся Франция, Италия, США, ФРГ, Япония, Россия и, конечно, хозяева выставки - китайцы.

К павильонам этих стран очередь растягивается на 3-5 часов. Летом в Шанхае за 30 по Цельсию, и организаторы заранее позаботились о посетителях, построив затянутые тентами подходы. В ходу раскладные скамеечки, нарасхват вода и соки. Из тротуаров бьют фонтанчики мельчайшей водяной пыли, дающие минутную прохладу телу. Но горячее любопытство посетителей, а их каждый день не меньше 400 тысяч человек, не унять. И это понятно.

ЭКСПО - олимпиада новаторских решений, дизайнерских, художественных, градостроительных, способных поразить самое искушённое воображение и дать начало новым направлениям архитектуры, дизайна, техники. Оттого так вычурны и заманчивы здания павильонов и заключённые в них экспозиции.

Вот итальянский, с гигантскими манекенами от Прадо и Дольче и Габана, инсталляциями из спагетти и мечтой Адама Козлевича раритетной "Изоттой-Фраскини". Вот японский павильон с роботом, играющим на скрипке, позолоченным унитазом, представленным фирмой по производству сантехники, и рестораном, удостоенным трёх звезд Мишлена, комплексный обед в котором обходится в 500 долларов. А вот огромный павильон Испании, целиком сплетённый из ивняка и веток ротанговой пальмы.

Но кроме того, ЭКСПО - выставка (почти продажа) достижений в наиболее важных сферах инноваций. Вспомним, на ЭКСПО XIX века впервые были представлены телеграф Хьюга, свеча Яблочкова, телефон Белла, фонограф Эдисона, и, конечно, символ Парижа - Эйфелева башня. Двадцатый век начался с демонстрации двигателя Дизеля, мороженого в вафельных стаканчиках и уникальнейшего моста через Енисей, удостоенного Золотой медали ЭКСПО-1900 в Париже и благополучно сданного в утиль в 2002 году. А дальше было всё, что сейчас уже прочно вошло в жизнь и быт миллиардов людей: космос, электроника, биотехнологии...

Сегодня повышен спрос на информационные технологии, охрану окружающей среды, технологии сбережения энергии и других ресурсов, гармоничное сочетание мегаполиса и природной среды. Но на нынешней ЭКСПО-2010 представлены в основном не конкретные товары, которые при бизнес-скоростях XXI века могут устареть за полгода-год, а концепции, перспективные разработки вроде крыш особой формы, способных собирать дождевую воду для хозяйственных нужд, сложнейшие системы видеопоказа в 3, 4, 5 измерениях или троллейбусы, подзаряжающие свои аккумуляторы только на остановках, а потом движущиеся в городской среде столь же маневренно и быстро, как автобусы.

По итогам выставки специальная комиссия подведёт итоги этого чемпионата идей и наградит лучшие павильоны. Но главную награду, похоже, получат организаторы нынешней ЭКСПО - китайцы. И это не только почётные дипломы и благодарность посетителей и участников.

Зачем китайцам ЭКСПО?

ЭКСПО-2010 могла бы пройти в Москве. Но не задалось. Комитет по проведению всемирных выставок предпочёл предложения Шанхая, отвергнув златоглавую с идеей проведения ЭКСПО на территории бывшей Выставки достижений народного хозяйства СССР (ныне ВВЦ) и Сеул. А биться Шанхаю было за что.

"Проведение ЭКСПО-2010 ускорило развитие Шанхая на 10 лет", - считает помощник Генерального комиссара выставки Сюй Бо. Глядя на городской пейзаж Шанхая, сразу понимаешь, что это главная витрина современного Китая, претендующего на мировое лидерство и в экономике, и в политике. Небоскрёбы, скоростные дороги, торговые центры, зоны высоких технологий растут как на дрожжах. Но и этого, оказывается, мало. Для Китая Шанхай всегда был главным окном во внешний мир, и эта его роль теперь ещё более возросла.

Комплекс ЭКСПО построен почти в центре города на территории бывшей промзоны. Для этого перенесено 272 предприятия, по большей части с "грязным" производством. Но главное, после окончания выставки на её территории разместится современнейший (и уже хорошо знакомый миру) выставочный центр. Собственно, ряд павильонов и зданий изначально были спланированы под эти цели. Это несколько капитальных павильонов, конгресс-холл, концертно-спортивный зал, в котором уже запланированы баскетбольные турниры с участием звёзд НБА. Реконструированы 2 международных аэропорта, построены 5 новых линий метро и многофункциональный транспортный узел.

Окупится ли всё это? Окупится, утверждает господин Сюй Бо. Экономика проекта такова.

На подготовку инфраструктуры ЭКСПО, о которой сказано выше, из бюджета страны и Шанхая потрачено 18 миллиардов юаней (это примерно 3 миллиарда долларов). По сути это долгосрочные инвестиции в развитие города, и они не учитывались при подготовке сметы ЭКСПО. А непосредственно на проведение выставки - строительство, обслуживание, реклама, зарплаты и т. д. - потрачено 10,6 миллиарда юаней.

Доходы же таковы: 60 процентов принесёт продажа входных билетов. Остальные деньги уже получены за счёт коммерческих партнёров, среди которых такие гиганты, как "Дженерал моторс" и "Кока-кола". "Собственно расходы на выставку мы уже окупили", - уверяет мой собеседник. А до завершения выставки ещё 3 месяца, тогда и подсчитают прибыли. Но дело, видимо, не в том, чтобы расходы и доходы сошлись.

"ЭКСПО в Шанхае служит публичной дипломатии КНР", - отмечает Сюй Бо. "О Китае сейчас много говорят в мире, мы видим, что в этих дискуссиях - и предубеждённость, и заблуждения. Поэтому ЭКСПО - отличный повод пригласить гостей со всего мира и показать им, что развитие Китая благоприятствует развитию мира в целом". Казалось бы, голая пропаганда, но Китай умело монетизирует все усилия по улучшению своего имиджа за рубежом.

В подтексте концепции ЭКСПО явно слышится: "Лучше город, лучше жизнь! - это у нас, здесь, в Китае. Мы обеспечили высочайший уровень организации выставки, безопасность и комфорт её посетителей, успешную работу участникам. Приезжайте ещё, привозите технологии, опыт, деньги, здесь вас ждёт успех!" И такая пропаганда - огромное подспорье для модернизации, которую вот уже 30 лет ведёт Китай.

Другая цель выставки - "заимствовать лучшее", подчёркивает китайский дипломат. Для Китая сейчас это задача N 1.

В XIX веке национальная гордость сыграла с Китаем злую шутку. Родина трёх столпов нынешней цивилизации - пороха, компаса и бумажных денег - Поднебесная высокомерно отнеслась к достижениям индустриального Запада и попала в полуколониальную зависимость, лишь усугубившую отсталость древнейшей империи мира. А Япония - ближайший сосед и младший брат - в культурном отношении пошла по другому пути, впитывая как губка все достижения Европы и Америки от парламента до примусов. Копировать, улучшать, создавать своё - таков был алгоритм заимствований. Результат известен.

С 1978 года Китай провозгласил политику реформ и открытости внешнему миру, без которой эти самые реформы могли бы вылиться в бесконечное "изобретение велосипеда" и затянулись бы на долгие годы. Спросите любого китайца, зачем он приехал к вам. Ответит - "учиться", ответит так и в России, и в Италии, и в Папуа. Это ключевая установка - учиться у заграницы, заимствовать, копировать, улучшать.

А тут и ездить никуда не надо. То изобилие технических, художественных и организационных идей, которое привезли со всего света участники ЭКСПО в Шанхай, думаю, даст пищу для кропотливых и предприимчивых китайских умов ещё на долгие годы. Да и простым посетителям откроет глаза на окружающий мир. Что интересно, коммунистический Китай этого, похоже, не боится.

Китай - это не только сверкающие набережные Шанхая, это ещё и глубинка, где бедность пока остаётся уделом десятков, если не сотен миллионов крестьян. А тот парад экономических успехов, который КНР демонстрирует сейчас окружающему миру, дался тяжелейшим трудом китайского народа в течение последних десятилетий. И теперь народу предъявлен результат.

Из 70 миллионов посетителей ЭКСПО-2010 95 процентов - китайцы. Тема выставки не сходит со страниц китайских газет, сюжетами из Шанхая пестрят теленовости. Вот китайские павильоны, которые на равных конкурируют с зарубежными и по декору, и по начинке. Вот зарубежные участники ЭКСПО, которые спешат показать и предложить Китаю свои последние достижения. Вот иностранные гости, признающие успехи КНР. "Мы имели возможность следить за тем, как открывалась Шанхайская выставка, и очень за вас порадовались. Китай после проведения Олимпиады продемонстрировал ещё раз свою мощь и устремление в будущее", - сказал Владимир Путин на встрече с председателем КНР Ху Дзинтао в мае нынешнего года.

Вот они, осязаемые плоды политики, которую лидеры Китая проводят уже 30 лет и теперь "отражённым светом", через блеск ЭКСПО и комплименты со всего мира, демонстрируют своему народу. Понятно, всё это в смету на проведение выставки не заложено.

Смогла бы так Россия? Ведь вопрос с ЭКСПО для Москвы не закрыт.

Бесприданница?

Вся привлекательность ЭКСПО была оценена и озвучена в России уже во второй половине XIX века.

Помните Кнурова Мокия Пармёновича, "из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием", персонажа "Бесприданницы":

- Хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться, на выставку.

- Да-а, не скучно будет, прогулка приятная.

До 1900 года россияне присутствовали на всемирных выставках большей частью в качестве посетителей вроде Мокия Пармёновича, и только на парижской ЭКСПО-1900 Россия, вступая в XX век, показала себя.

Самая большая экспозиция выставки общей площадью 23 тысячи квадратных метров, патронаж государства, 5,2 миллиона рублей общего бюджета, участие во всех тематических разделах ЭКСПО, экспонаты начиная с макета Кремля и до действующего перегонного куба по производству русской водки у подножия Эйфелевой башни, 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва.

"Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала о российской экспозиции французская газета Liberte.

Готова ли Россия не только повторить свой триумф в Париже, повторявшийся затем неоднократно в советские времена и в том же Париже, и в Монреале, и в Осаке, но и впервые стать хозяйкой выставки?

Проигрыш Шанхаю в состязании за ЭКСПО-2010, похоже, не испугал ни российский бизнес, ни правительственных чиновников, ответственных за выставки.

"Сейчас мы можем сосредоточиться на участии во всемирной выставке ЭКСПО-2020, - сказал президент РСПП Шохин, выступая на круглом столе "Формирование положительного имиджа России: возможности выставок, конгрессов и мероприятий мирового масштаба". - Думаю, что Россия вправе подавать заявку потому, что (...) она сейчас является одной из самых динамично развивающихся стран мира".

Есть и конкретные претенденты из числа российских мегаполисов. В 2008 году об ЭКСПО заговорил тогдашний губернатор Красноярского края Хлопонин. Но после его нового назначения новостей из Красноярска на этот счёт нет. "Мы думаем над тем, что Петербург мог бы претендовать на проведение ЭКСПО в 2020 году", - заявила недавно Валентина Матвиенко, связав свою заявку с завершением ряда инфраструктурных проектов. Похоже, не отказались от этой идеи в Москве.

Но есть обстоятельства.

Куратор российского участия в ЭКСПО статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов в недавнем интервью замечает, что "от того, как мы выступим в Шанхае, будет зависеть, сможет ли пройти ЭКСПО-2020 в России. Если да, то это мероприятие встанет в один ряд с такими крупными международными проектами, как саммит АТЭС во Владивостоке, универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи".

А как мы выступаем в Шанхае?

Китайским посетителям наш павильон нравится - это точно. Очередь часа на 3 при любой погоде, ни записи в книге отзывов, ни посетители, выбранные наугад, не свидетельствуют, что китайцам что-то не по душе. "Куча позитивных публикаций в китайской прессе, то и дело приходят заявки на специальные экскурсии для школьников", - рассказывает руководитель пресс-центра российского павильона Александр Исаев.

"В день проходит до 50 тысяч посетителей, больше не получится по техническим причинам. С начала выставки уже побывало 3 миллиона человек. Этот показатель вполне сравним с павильонами стран "восьмёрки" и Китая".

Но у отечественных посетителей отношение к российскому павильону неоднозначное.

Авторы концепции, развивая тему выставки, выдвинули свой девиз "Чем лучше детям, тем лучше город" и создали на 6 тысячях квадратных метров (это максимум, что позволяли условия выставки) Город детей по мотивам популярнейшей в 60-80-х годах сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Представьте сказочный город с огромными цветами и плодами, где вы ощущаете себя носовским "коротышкой" и, переходя от одного экрана вполне бытового размера, но с трёхмерным изображением к другому, слушаете рассказ других коротышек о технологиях, созданных в России, - интерфейс "мозг - компьютер", новый сердечный клапан, ДНК-диагностика, системы управления городским транспортом.

Под потолком висит макет первого спутника и "Союз-Апполон" в собранном виде, освежённый сиреневой краской в тон основной экспозиции. На периферии павильона расположены сменные экспозиции российских регионов, напоминающие школьные музеи, небогатый стенд Росатома, где народ спешит измерить уровень собственной радиации, средних размеров принтер из Новосибирска, использующий нанотехнологии, пресс-центр, ресторан с пельменями и киоск с сувенирами. Всё удовольствие обошлось казне в 1,2 миллиарда рублей.

Скажу так - реальный Город детей оставляет светлые чувства, заставляет улыбнуться, даёт отдых от лавины виртуальных эффектов, переполняющих другие павильоны. Россия предстаёт в добром, мягком и понятном виде, независимо от того, читали ли посетители Носова или нет. Тема выставки вроде раскрыта, но где страна Ломоносова, Менделеева, Королёва, Курчатова, Мухиной, Щусева, Шухова?... Не нравится советский период - тогда Сахаров, Касперский, загадочный Михаил Перельман, наконец. Велик этот список. Где градостроительные проекты от Петра до Сколково, если хотите? Где энергетика, если мы великая энергетическая держава? Неужели Незнайка и освоенный японцами Чебурашка - это вершины отечественной мысли? Короче, приданого в нашем павильоне маловато.

Ну, чтобы не расстраиваться, скажу, что и не все китайцы в восторге от своего национального павильона. Да и проведение ЭКСПО у себя не сводится только к демонстрации собственных успехов и изобразительного таланта. Для России цели ЭКСПО во многом схожи с китайскими. И время поработать ещё есть.

28 сентября на ЭКСПО пройдёт День российского павильона. Запланированы специальные выставки, концерты, медийная программа. Ждут президента Медведева. Возможно, как и предрекает Станислав Наумов, по итогам этого визита и будет решено, станет ли России тягаться с Хьюстоном, Нью-Йорком, Сан-Франциско, Манилой, Брисбеном за право принимать ЭКСПО в 2020 году.

Но уж если браться за модернизацию, то без таких многослойных проектов, как проведение ЭКСПО, не обойтись.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета