17.01.2025, 21:28 |
НЕ ПУТАЙТЕ ПОЧТУ С КОММЕРЦИЕЙ08.02.2010, 13:05  Газета "Красноярский рабочий"
Эрих ПЫРХ
Первого февраля в крае стартовала досрочная подписка на газеты и журналы на второе полугодие 2010 года. Об особенностях нынешней подписной кампании, об успехах и проблемах в работе с партнёрами рассказывает временно исполняющая обязанности заместителя директора Управления федеральной почтовой связи Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России", начальник Красноярского почтамта Елена МАЛЫШЕВА. Дорожает не всё - Елена Валерьевна, жителей нашего края, как и всей России, уже приучили к тому, что с 1 января повышаются тарифы на всё и вся. Наверное, услуги почты тоже дорожают... - Да, тарифы на наши услуги периодически поднимаются - от этого, к сожалению, никуда не деться. С годами становится дороже доставка письменной корреспонденции, посылок. Но вот цен на подписку подорожание не касается уже довольно давно. Что особенно примечательно в начавшейся кампании - так это именно то, что она проходит по ценам предыдущего подписного периода. То есть услуги почтовой связи остались на уровне подписной кампании на первое полугодие 2010 года. Хочется отметить, что уже в течение четырёх подписных кампаний цена почтовых услуг остаётся неизменной - такое решение приняло ФГУП "Почта России". Оно направлено не только на сохранение рынка периодических изданий, но и на увеличение подписных тиражей на территории всей России и Красноярского края в частности. - Как вы полагаете, повлияла ли на принятие такого решения кризисная ситуация в экономике, снизившая платёжеспособность населения? - Безусловно. Характерно и то, что не все издатели подняли в этом году каталожную стоимость своих газет и журналов. - Выходит, немалая часть читателей сейчас может оформить подписку на полюбившуюся печатную продукцию по той же цене, что и прежде? - Совершенно верно. Добавлю, что наша тарифная политика распространяется не только на общероссийские издания, но и на краевые, городские, районные. Вполне возможно, "заморозка" почтовых тарифов отчасти послужила причиной некоторого увеличения подписных тиражей газет и журналов в крае. Темпы прироста, правда, невелики, 4-5 процентов за полугодие, и всё же это обнадёживает - значит, жители края продолжают читать и выписывать прессу. - И сколько же у нас приходится газет и журналов на душу читающего населения? - Так называемая средняя насыщенность периодическими изданиями в крае сейчас составляет около 300 экземпляров на тысячу жителей, что ощутимо выше, чем в целом по России, где на 1000 читателей приходится около 220 экземпляров. Если же говорить об абсолютных показателях, то совокупный тираж периодических изданий в крае достигает 800 тысяч экземпляров. Примерно 600 тысяч из них приходится на газеты, остальное - на журналы . Мы надеемся, что, продолжая добрую традицию сохранения подписных цен, будем способствовать тому, чтобы жители края больше подписывались на те издания, что им по душе. Удобно и полезно - Как по-вашему, сможет ли подписка выдержать конкуренцию с розницей? - Думаю, что да. Обвал начала 2000-х годов позади. Тогда многие издатели сделали ставку на розничную сеть, которая по понятным причинам обеспечивает более быструю оборачиваемость вложенных денег. За последние два-три года ситуация более или менее выправилась, и теперь мы надеемся, что сохраним в крае подписчиков. По итогам ряда исследований, проведённых нами на рынке печатной продукции, можно смело сказать: теперь в крае дешевле подписываться на газеты и журналы, чем покупать их в розницу. - Какие формы подписной работы вы сейчас практикуете? - Мы развиваем подписку на дому. По желанию клиента почтальон может оформить её одновременно с доставкой пенсии или иного социального пособия. Большой плюс в том, что пожилым людям не нужно самим ходить в почтовые отделения. Предприятиям края мы предлагаем электронную рассылку каталогов периодических изданий. Делаем это по запросу - всё меньше охотников возиться с бумажными каталогами. Для электронной рассылки установили специальную компьютерную программу, которая автоматически формирует заявку на подписку и отправляет её на наш сервер, после чего электронным же способом заказчику передаётся оформленная подписка и выставляется счёт. - А про старые добрые дни подписчика не забываете? - Как же без них - проводим, конечно, и регулярно, несколько раз в месяц в период подписной кампании. ФГУП "Почта России" - это социально ориентированное предприятие, у нас много парт- нёров, с которыми мы активно сотрудничаем. Это Пенсионный фонд, органы социальной защиты населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Специалисты этих организаций принимают участие в днях подписчика, проводят консультации по своей тематике. Сообща мы устраиваем дни подписчика в отделениях связи, которые на это время становятся пунктами приёма граждан по самым разным социальным вопросам. Думаю, это очень удобно и полезно для всех, большое спасибо нашим коллегам. Особые условия - Теперь давайте перейдём к менее приятной теме. В последнее время почта оказалась поневоле втянутой в конфликты, вызывающие большой общественный резонанс. Красноярцам памятны недавние препирательства в почтовых отделениях, связанные со сбоем в запуске новой компьютерной программы по оформлению социальных проездных карт. Почта к самой этой программе не имела никакого отношения, но принимала огонь критики на себя. Теперь вот другая напасть - стало невозможно оплатить жилищно-коммунальные услуги в почтовых отделениях Красноярска. Недовольство горожан, особенно пожилых, вполне объяснимо - многие привыкли именно к такой форме оплаты. Что стряслось? - В ноябре 2009 года ГУК "Жилфонд" решил в очередной раз снизить тариф за наши услуги. Почте был предъявлен своего рода ультиматум: либо мы вдвое снижаем сбор за оказываемые услуги, либо всякие партнёрские отношения прекращаются. Поэтому с 1 января 2010 года компанией "Жилфонд" договорные отношения с почтой расторгнуты. Теперь красноярцы, к сожалению, действительно не могут оформить в почтовых отделениях платежи ни в одну из семи управляющих компаний города. - И что, условия "Жилфонда" совершенно для вас неприемлемы? - Ну мы же не можем работать себе в убыток, какая-то рентабельность должна быть, ведь Почта России не бюджетная организация и находится на самоокупаемости. А ещё надо учесть, что наше управление не вправе само для себя установить процент сбора - это делает ФГУП "Почта России" в соответствии с утверждённой единой тарифной политикой. И несмотря на то, что все эти решения принимаются в Москве, директор нашего филиала Хачик Цолакович Хачатрян сумел убедить столичное руководство в том, что с учётом большого объёма принимаемых жилищно-коммунальных платежей можно пойти на снижение установленного тарифа с одного процента до 0,85. Причём по факту наши доходы сократились ещё больше, поскольку к прежнему проценту добавлялся НДС. На таких вот особых условиях мы работали с "Жилфондом" во втором полугодии 2009-го. Но затем "Жилфонд" начал безоговорочно настаивать на снижении ставки до 0,5 процента, включая НДС. Эта жёсткая позиция делает невозможными переговоры, к которым он, насколько мы видим, и не стремится. Это не удивительно - "Жилфонд" рассчитывает на закупленные недавно терминалы самообслуживания по приёму услуг ЖКХ. Однако здесь не подумали о пенсионерах, многие из которых вряд ли будут пользоваться этими автоматами. И дело не только в том, что не все они могут разобраться в современной технике. Большую роль тут играют привычные удобства. Человек, придя в почтовое отделение, получает в одном окошечке пенсию и тут же может оплатить коммунальные платежи. Я уж не говорю о людях с ослабленным здоровьем, которые получают пенсию дома и там же могут (вернее, могли) рассчитаться с коммунальщиками. Согласитесь, для них терминалы самообслуживания - это не альтернатива. - Согласен, хотя сам с некоторых пор перестал оплачивать услуги ЖКХ на почте - надоело маяться в очередях. - Да, приходится слышать немало нареканий, которые в основном связаны с большими очередями в дни получения пенсии. Но мы стараемся улучшить качество обслуживания клиентов. Например, затратили немало средств на специальное программное обеспечение по приёму жилищно-коммунальных платежей. В каждом почтовом отделении города независимо от своего локального места жительства люди могли оплатить эти услуги, причём в поступлении денег буквально в тот же день убеждались сотрудники "Жилфонда". Терминалы не для каждого - Кстати, а куда шли деньги, которые почта получала в виде сборов за приём жилищно-коммунальных платежей? - В первую очередь на заработок нашим работникам, которых в крае насчитывается более 9000. Затраты на выдачу зарплаты в структуре расходов нашего управления достигают 70 процентов. Как видите, это очень большой показатель - в коммерческих фирмах он составляет процентов тридцать, иначе какая может быть прибыль, какое развитие. Остальные деньги шли на техническое оснащение, содержание инфраструктуры, обновление автопарка, ремонт отделений связи и тому подобное. В "Жилфонде", очевидно, считают, что почта зарабатывает слишком много - это при том, что средний сбор с одного жилищно-коммунального платежа составляет всего 11 рублей. Между прочим, и по величине среднего платежа у нас большие разночтения. "Жилфонд" говорит о 4500-5000 рублях в месяц, а по нашим подсчётам выходит только 2300-2500. И это не удивительно. Люди, которые живут в больших квартирах и отдают по 5-7 тысяч рублей в месяц, не будут стоять в очереди на почте - они скорее заплатят где-нибудь комиссионный сбор. Как раз для этой категории плательщиков и подойдут терминалы самообслуживания. - Это точно. Ну а повышение тарифов на услуги ЖКХ - оно разве не пополнит копилку почтовых сборов? - Вот это и есть главный аргумент "Жилфонда", но он опять-таки не выдерживает критики. Да, тарифы вновь повышены на 15 процентов. Но не нужно забывать о том, что большая часть наших плательщиков - это пенсионеры и другие льготники, на которых увеличение жилищно-коммунальных тарифов отразилось в наименьшей степени. Так что почтовые сборы, если и возросли бы, то никак не на 15 процентов. К тому же помимо прочих затрат мы ещё платим за инкассацию. И потом, речь ведь идёт об урезании сборов чуть ли не вполовину. При 0,5 процента мы однозначно будем нести убытки. А тут ещё подоспело решение правительства о снижении с 1,35 до 0,97 процента сбора почты за выплату пенсий. То же касается выплаты ряда социальных пособий. Так что и тут мы теряем доход. Важная нагрузка - Хотелось бы расставить все точки над i. Приём коммунальных платежей - это не почтовая, а договорная услуга. Мы просто не можем согласиться на столь низкий процент, который нам диктуют. Филиал располагает разветвлённой инфраструктурой, требующей больших средств на содержание и развитие. При этом у почтовых работников, как ни грустно, один из наиболее низких заработков в крае. Почта несёт важную социальную нагрузку. Не надо её равнять с коммерческими структурами. А то одно время красноярские коммунальщики даже срывали вывески с почтовых отделений, предъявляя к нам претензии в части... незаконной рекламы. Вы только представьте: вывеска "Почта России", прикреплённая на положенном месте, а не где-нибудь вверху на фасаде здания, причисляется к коммерческой рекламе! - Бред какой-то... - Вот и мне так кажется. Или всё те же коммунальные боссы обвиняют почтовиков в том, что разрушено абонентное хозяйство. Так ведь почтовые ящики нам не принадлежат. Обеспечивать их содержание, ремонт и замену - это святая обязанность жилищных служб. Как говорится, с больной головы на здоровую... Знаете, мне не хотелось бы противостояния. Не надо обливать друг друга грязью - надо спокойно договариваться. Если не получится, нам, конечно, будет жаль. Но почта, как и прежде, останется социально значимой структурой. Будет меньше очередей, станем расширять сотрудничество с юридическими лицами. Обидно только за пожилых красноярцев, которые остались без удобного способа платежа. Ведь ежемесячно "коммуналку" оплачивало около 115 тысяч человек, из них 70 процентов - пенсионеры. Однако мы по-прежнему продолжаем работать с другими партнёрами, количество которых в этом году увеличилось. Мы принимаем платежи за электроэнергию, водоснабжение, газ, тепло, кабельное телевидение, услуги ТСЖ, телефонной и сотовой связи, проводим налоговые платежи, госпошлины и штрафы ГИБДД. Кстати, в других городах и районах края люди, как и прежде, продолжают оплачивать жилищно-коммунальные услуги в почтовых отделениях. Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО |
|