Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 16:43

СЕРДЦЕ – ГЕНИАЛЬНЫЙ АРТ-ОБЪЕКТ

Марина КАМИНСКАЯ

Необычная научная конференция, посвященная грядущему юбилею Чехова, прошла в Таганроге. Называлась она «Сердце: кардиология и кардиохирургия как тема и предмет искусства». Среди ее главных организаторов – известные кардиохирурги: академик Лео Бокерия (Москва) и профессор Александр Дюжиков (Ростов). Среди ее участников – не только их коллеги, но и музыканты, священники, искусствоведы.

Впрочем, одного из участников числят среди своих не только кардиохирурги, но и искусствоведы. Это – Михаил Алшибая. Он и доктор медицинских наук, профессор, завотделением Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, он и обладатель крупной коллекции современного российского искусства, член секции критики Союза художников.
Удивительно ли, что его доклад об образе сердца в мировой культуре был одним из самых ярких событий этого всероссийского форума?

– 25 лет я живу в пространстве культуры, иногда говорю, что современное искусство – моя профессия. Но, конечно, 99 процентов своего времени я отдаю кардиохирургии, – сказал Михаил Алшибая во время нашей беседы. А беседовали мы на всю ту же безбрежную тему взаимосвязей и взаимовлияния искусства и кардиохирургии.
– Михаил Михайлович, а как все-таки вышло, что ваше сердце вместило две такие мощные страсти: медицину и искусство?
– Я вырос в провинции, близко к Таганрогу.
– ?
– В маленьком городе Батуми на берегу Черного моря, – уточнил он, и я не могла не оценить этот теплый юмор. – Искусство волновало меня с детства, как, впрочем, и моих родных, но вопрос о том, кем мне быть, даже не обсуждался. Ну куда еще следовало идти человеку, чьи родители, дедушка были врачами, как не в медицину? И я поехал в Москву и поступил в медицинский институт.
Но с медициной меня сроднила не семейная традиция, а искусство самого высокого порядка. Потому что когда я открыл анатомический атлас, то, как понимаю свое юношеское состояние сейчас, я был поражен красотой божественного творения! Так я увлекся анатомией, и к концу 2-го курса уже точно знал, что буду только хирургом.

Но и художественное творчество не переставало меня интересовать. Я посещал выставки, покупал художественные альбомы, а в 1986 году купил свою первую картину. Работы многих современных художников, в ту пору еще безвестных, стоили тогда копейки. Я увлекся коллекционированием полотен, руководствуясь только одним принципом – любви: покупал то, что лично меня трогает, в чем есть нерв, что сделано от души.

Сегодня у меня – огромная коллекция, я десятки раз показывал ее в лучших музеях Москвы.
Когда же я только начинал ее собирать, однажды между мной и художником Владимиром Немухиным состоялся такой, памятный мне, диалог.
Узнав, что я – хирург, Немухин обронил неожиданную фразу:
– Это то же самое искусство.
Я возразил:
– Ну что вы? Мы делаем все на основе логики, а у вас – произвол.
Прошло время, и я понял, что был не прав. Медицина и, в частности, коронарная хирургия – это, действительно, большое искусство. Сродни тому художественному творчеству, которое стремится приблизиться к божественному.
Я занимаюсь хирургией сердца, и сердце привлекает меня в разных аспектах. Сердце – натуральное человеческое сердце – это абсолютно совершенный механизм. Это – фантастически великолепный арт-объект, сотворенный Господом Богом по принципу «золотого сечения».
Главная задача художника – приблизиться в своем творчестве к божественным лекалам мироздания. Но об этих божественных пропорциях не должен забывать и кардиохирург.

Я делаю обычно по 2-3 операции в день. Иногда – 5. Я работаю на сердцах, изношенных, как перчатки, как поется в одной песне Вертинского. И я пытаюсь (как вульгарно все-таки звучат мысли, облаченные в слова!), но – да, пытаюсь восстановить ту божественную гармонию, которая была заключена в этих сердцах при рождении.

– В одном из докладов конференции упоминалось о том, что некоторые кардиохирурги во время проведения операции или накануне слушают «Времена года» Вивальди. А вы таких людей знаете?
– У меня был друг – Дадли Джонсон, американский хирург. Он – второй после аргентинского гения Рене Фавалоро, а этот человек впервые сформулировал научные принципы аортокоронарного шунтирования, которые до сих пор остаются незыблемыми.
Хирурги работают по-разному. Операции Дадли Джонсона при том, что он – великий врач, тянулись бесконечно. Ну очень долго. Оперировал он под музыку, условно говоря, Вивальди. То есть – классическую. Как правило, оперную.

Но! Дадли Джонсон шил, шил, шил, через полтора часа он говорил своим ассистентам, что минут на 20 выйдет передохнуть, и поручал им то, что считал возможным доверить.

И как только Дадли покидал операционную, они врубали джаз!
Потом Дадли возвращался, и снова играла классическая музыка.
Знаете, если искусство настоящее, оно любое прек¬расно.
– Сейчас модны разговоры о путях достижения человеком внутренней гармонии. Одна из самых популярных рекомендаций – регулировать свои эмоции, окружая себя исключительно позитивными людьми, позитивными образами.

Вы советуете что-то подобное своим пациентам, тем, у кого благодаря операции восстановлены божественные гармонии сердец?
– Тут возникает масса сложных ассоциаций. Начнем с того, для чего мы, кардиохирурги, делаем операции на сердце? Чтобы человек получил еще, по крайней мере, 10-15 лет жизни, наполненной наслаждением любовью, природой, произведениями искусства.
Ну не может настоящая, а не какая-нибудь целлулоидная жизнь состоять только из позитива. Она страдательна по самой своей природе. Ты достигаешь обладания самой прекрасной женщиной, и в этот момент наивысшей, казалось бы, радости возникают трагедия и боль. И так – почти во всем. Так устроен этот мир, и ничего тут не поделать.

Лучшие произведения искусства (возьмите такие абсолютно совершенные рассказы Чехова, как «Палата № 6», «Черный монах», «Володя большой и Володя маленький») всегда напоминают нам о том, что жизнь трагична, потому что она есть умирание. Но я не вижу смысла в том, чтобы мешать себя всех этих наслаждений.
– В докладе вы обратили внимание на то, что натуральное человеческое сердце – этот божественный шедевр – ассиметрично. Но символические сердечки, присутствующие в культуре разных народов, почему-то чаще состоят из двух одинаковых половинок. Люди не разделяют вкусов Творца?
– Увы, но большинству людей присуще вульгарное стремление к симметрии. К тому же большой вопрос, что на самом деле явилось прообразом известных нам символических сердечек. Есть версия, что это… женские ягодицы. Или, к примеру, яблоко, которым соблазнилась Ева.
– Стены многих больничных покоев и поликлиник украшают нынче живописными полотнами. Нередко – пейзажами. А что как завотделением предпочитаете вы?
– Сейчас благодаря Лео Антоновичу Бокерия идет грандиозный ремонт здания, куда должно переехать мое отделение. Если осуществится по задуманному, это будет роскошное отделение хирургического лечения ишемической болезни сердца. Конечно, я украшу стены картинами: повешу беспредметные вещи.
Видите ли, хороший пейзаж – это хорошо. Но, честно говоря, хороший пейзаж – очень большая редкость. Да и опыт западных клиник убеждает, что беспредметная абстракция предпочтительнее. Надо только подобрать такую, чтобы ее колорит не раздражал.
– Михаил Михайлович, вернусь к теме популярных рекомендаций относительно образа жизни. Нет, наверное, такого СМИ, включая Интернет, которое не пыталось бы обнаружить взаимосвязь между моделью поведения человека и продолжительностью его жизни.
А вот каковы ваши личные наблюдения: какие люди чаще становятся пациентами кардиологических клиник – эпикурейцы, те, для кого жизнь – увлекательное приключение, или ведущие размеренную жизнь, тщательно подсчитывающие потребленные калории и т. д.?
– Сегодня уже точно известно, что смерть клетки запрограммирована генетически. Боже мой, а мы плаваем в бассейне и считаем, что это уж точно продлит нам жизнь…

А на счет всех этих страхов есть гениальная древнегреческая фраза, суть которой состоит в том, что не стоит швыряться своей жизнью, но также не следует и слишком заботиться о ней. Надо держать баланс.

Фото автора

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета