Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

29.03.2024, 08:28

КИТАЙСКОЕ ЧУДО

Юрий ИНИН

Субъективные впечатления от поездки в Поднебесную

Взлёт и падение

Последний пункт нашего путешествия – Шанхай. В разное время его называли Восточным Парижем, Китайской Блудницей, Королем Востока. Это был город авантюристов, игроков, социалистов, моряков, торговцев опиумом и наркоманов, городом детской проституции и рабского детского же труда. С наркоманами, проститутками и издевательствами над детьми покончили вскоре после 1949 года. Заодно и с экономикой тоже. Начались разруха и запустение.

История Шанхая уникальна. До XIX века он ничем не выделялся, да и городишко-то был так себе, чуть ли не деревня у моря. С 1840-го по 1949 год Шанхай пережил свой первый взлет за счет опиума, шелка, дешевой рабочей силы и потока иностранных инвестиций. Англичане, французы, американцы, японцы – кого тут только не было! Город за эти сто лет приобрел шикарные парки, улицы и кварталы, заводы и крупнейший в Азии порт.

После Октябрьской революции в Шанхае образовалась большая русская колония. Наши соотечественники работали портными, инструкторами, телохранителями, открывали кафе. Центром русской эмиграции стал Французский квартал. Именно здесь в 1921 г. на нелегальном собрании была учреждена Коммунистическая партия Китая. Немудрено, что она сразу снискала массу сторонников, ведь в те годы жизнь рядового китайца была весьма незавидна. Именно в Шанхае над входом в Британские публичные сады (ныне парк Хуанпу) висела табличка: «Собакам и китайцам вход воспрещен».

В историческом музее, что расположен в основании телебашни «Жемчужина Востока», период расцвета города представлен в виде макетов с восковыми фигурами. Построены даже целые улицы в уменьшенном масштабе. Впечатление такое, что ты одновременно находишься и в респектабельном Лондоне 20-х годов, и в гангстерском Чикаго лихих 30-х, и в романтичном Париже. А вот и сюжетец из ростовской подворотни начала прошлого века – пара босяков режутся в чику.

Небоскрёбы, небоскрёбы…

274 метра на скоростном лифте вверх - и смотровая площадка. Дух захватывает! Во-первых, потому, что площадка закрыта стеклом не до конца, и ветерок на такой высоте дает о себе знать. Во-вторых, пол площадки - стеклянный, идеально чистый. Заставить себя ступить на него могут далеко не все. И, наконец, третье – вид, открывающийся с высоты полета вертолета…

Небоскребы, кругом одни небоскребы. 50, 70, 100 этажей. Их сотни и сотни. Каждый оригинален по-своему. Такого количества высоток нет нигде. А сопровождающие нас товарищи рассказывают, что еще в 1990 году на этом самом месте была самая обыкновенная бахча – арбузы росли, и зданий выше восьми этажей в городе было всего семьсот, теперь же – более двенадцати тысяч. Чудеса!

Спустившись с неба на землю, едем в дирекцию всемирной выставки «EXPO-2010», которая в течение полугода будет работать в Шанхае в следующем году. Едем долго, город огромен, а выставку строят на окраине. Из окна видим всякое. И базарчик типа нашего на Киевской, и кварталы ну самых натуральных «хрущевок», дальше пошли спальные районы современной постройки. Шанхай контрастен, еще сохранились места, застроенные халупами с пристройками в виде каких-то сараев и «голубятен». Все это хаотично оплетено проводами, бамбуковыми палками, на которых болтается белье. Улочки узкие, темные. На другом конце – фешенебельные улицы и кварталы центра, новостройки района Пудун, набережная Вайтань, сад Юй Юань (сад Мандарина). Это уже вызов любой мировой столице, и отнюдь не проигрышный. Посередине – вот эти самые микрорайоны, построенные в 1990-2000-е годы, где и живет большая часть горожан. И, надо сказать, построены эти «спальники» с большим умом и заботой о людях. Отличная социальная и транспортная инфраструктура: школы, спортивные залы и площадки, бассейны, торговые центры, метро, автобусы и троллейбусы…

Мопед и лимузин

Стоп, троллейбус №11. Уж не знаю, как его и назвать-то. Троллейбус, в нашем понимании, - это двойные провода по всей улице и «привязанный к ним за рога» автобус с электродвигателем. Новенький автобус на электротяге есть, а вот проводов и «рогов» нет. Оказалось, эта разработка шанхайского завода электротранспорта уже третий год исправно трудится на благо пассажиров. Работает электробус по принципу заряда-разряда конденсаторов. Заряжается на остановках в течение 30-40 секунд, пока люди входят и выходят. Над павильоном остановки висит незаметная штанга, а из крыши электробуса тихонечко выезжает токоприемник. Постоял и поехал. Одной зарядки хватает на 6-7 километров. Расстояние между остановками в городах – не более километра. А еще я узнал, сколько стоит такой бус: цена сопоставима с троллейбусами российского производства. Ну а если сопоставить комфорт и внешний вид, то получится как лимузин против мопеда.

В дирекции выставки нам показали макет будущего центра, а также саму стройку. Город в городе, со своими гостиницами, ресторанами и даже мостом через реку. До открытия меньше года, но сомнений в том, что успеют – никаких. Ведь смогли они построить второе по высоте в мире здание меньше чем за год, а мост через пролив длиной 36 километров меньше чем за четыре. А еще намыли песка, «отобрали» у моря несколько квадратных километров и построили себе отличный аэропорт.

Диковин много. Например, поезд на магнитной подушке, доставляющий прилетевших граждан в центр города за семь минут. А это больше сорока километров. Немудрено, ведь скорость «паровозика» под 400 км/ч. Или развязки новых дорог, взлетающие над городом на шесть уровней высотой с десятиэтажку. Или тираж газеты «Шанхайский ежедневник» - миллион экземпляров! Читающая нация! А почему нет? Шанхай считается самым «образованным» городом Китая, только университетов больше ста…

Простые и понятные вещи

Откуда все это в стране, где еще тридцать лет назад не знали, чем прокормить народ? Как удалось за столь короткий для истории промежуток времени взлететь из нищеты к достатку? Мне представляется, что благодаря верному курсу «архитекторов» реформ, как бы громко это ни звучало. В 1978 году китайцы не бросились ломать страну и рушить политическую систему. Они занялись хозяйством, справедливо рассудив, что нищему народу революции не нужны. Людям нужны очень простые и понятные вещи: дом, работа, достаток. А вот уже потом, когда не стало голодных, злых и недовольных, появились другие лозунги: «Одна страна - две системы», например. Оказалось, что на сытый желудок можно помирить и капитализм с социализмом. И социалистический Шанхай прекрасно конкурирует с капиталистическим Гонконгом.

В день отлета было немного грустно. Когда еще придется побывать тут, да и доведется ли? Китай оказался таким и не таким, как мне представлялся. Добрее, понятнее, масштабнее. Были времена, когда Китай учился у нас, потом мы оказались врагами, теперь же нам не грех поучиться у этой страны, как разумно организовать государство и экономику. Чтобы во всем мире заговорили и о «русском чуде»…

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета