Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 18:40

КАНАЛИЗАЦИЯ КАК ЦЕНТР КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА

Юрий МАНДРИКА

«Чтобы отпечатать весь свой материал, я чуть было не завел себе типографию и чуть не открыл газеты в Тюмени, да чисто внешние и случайные помехи помешали мне в этом. А теперь я даже рад, что мне не удалась эта афера, так как Тюмень — город мало культурный, и потребности в печатном слове здесь почти не испытывается, а следовательно, я со своей газетой вдребезги разорился бы», — так описывал свое состояние души собиратель фольклора тюменский частный поверенный Петр Городцов в письме своему брату Василию Алексеевичу, главному хранителю Государственного исторического музея. Шел 1916 год...

Издавая «Еврейские сюжеты» Стаса Белова, я поторопился. На предпоследней странице, помещая адрес магазина «Знание», в котором всегда можно приобрести краеведческую литературу, добавил, что сеть магазинов, предлагающих книги серии «Тюмень полосатая», будет расширяться. Однако все оказалось еще сложней, чем, скажем, десять лет назад.

В те времена книги нашего издательства продавали московский «Графоман» и киоск «Летнего сада» при Российской государственной библиотеке, магазины Дмитрия Буланина в Питере и Москве. И они шли, давая выручку от 30 тыс. рублей в месяц, что для провинциального издательства очень даже неплохо. Новосибирская «Топ-книга» закидывала наши издания во все города, где имела свои торговые точки. А они были не только в Казани и Томске. Такое распространение требовало и немалых затрат. Но мы шли на них. Тогда финансовое состояние издательства позволяло.

В родной Тюмени в книжных предлагали принести по одному экземпляру продукции и по мере продажи заполнять опустевшее место на витрине. При этом функции товароведа возлагались на само издательство. При таком подходе затраты на распространение вырастали кратно. И даже только появившуюся книгу Сергея Кубочкина «Тычковка. Сараи. Потаскуй», этакий бестселлер краеведческой литературы, не удавалось отдать под реализацию более одного экземпляра в один магазин. Книгой массово торговали в Ханты-Мансийске, Сургуте. А вот жители самой Тюмени были лишены возможности купить эту книгу. Разве что только в самом издательстве...

Правда, приятным исключением были газетные киоски В.Топоркова. Обилие таковых позволяло продать даже отсутствующего слона, но у медали была и оборотная сторона. С возвратом денег за реализованные книги в этой конторе никогда не торопились. Помню, как в последнее свое общение пришлось в кабинете бухгалтерии более получаса выяснять, кто из них главный бухгалтер, заместитель или просто рядовой... В ответ — лишь вежливое молчание... Пришлось на исходящем листке бумаги написать все слова, которые знал. Даже воспитанная собака за них укусила бы в ответ, а здесь — вежливый возврат задолженности, имеющей изрядную кредитную даже не бороду, а, судя по размеру долга, бороденку, как гарантия отсутствия всяческих деловых контактов в будущем.

С тех пор многое изменилось. Исчез книжный в начале Республики, в котором тюменцы любили покупать комиссионную и букинистическую литературу. Что теперь находится в специализированных «Подписных изданиях», вряд ли могут сказать даже заядлые вчерашние книжники. «Новинка» перекочевала в подвальное помещение в том же доме на Республики, 155 и стала называться «Медеей». Рухнул магазин государственного университета так быстро, что город еще не успел привыкнуть к вновь открывшемуся подразделению городского монстра.

Кстати, университет наш уникален во всех отношениях. Мне еще не приходилось встречать вуз такого ранга, который бы не имел хотя бы мелкого киоска с изданиями своих сотрудников. Зато ТюмГУ имеет свой региональный конкурс «Книга года», который определяет все, что связано с этим предметом. Умолчим о моральном праве заниматься пропедевтикой издательского дела тех, кто пропагандирует только книгопечатание. На мой взгляд, издательский процесс предполагает на завершающей своей стадии реализацию товара, а типография — лишь склад.

Но вернемся к магазинам. Исчезли некоторые книжные лавки «Фолианта», породив «Книжный мир». В магазинах как-то запутались: оптовые поставки не отличают от книг, поступивших на комиссию. Само слово говорит о проценте от продажи, а не о наценке.
Вот и «Книжный мир», которому была предложена «Тюмень полосатая», готов торговать ею лишь со 100-процентной наценкой. Беря под реализацию, то есть без гарантий на продажу, качество возвращаемых нереализованных экземпляров и убогом прилавке местной литературы.
«Тюмень полосатую» в «Книжный мир» решили не отдавать принципиально. По замыслу, массовая местная книга в мягком переплете должна иметь максимум сторублевый эквивалент. Да, пока не до гонораров авторам, не до прибыли издателю. Приучить бы к мысли тюменского жителя, в том числе и талантливейших литературоведов, что местная культура есть во всех ее проявлениях. А не только в дизайне...

С областной научной библиотекой также договориться не удалось. Учреждение, участвующее в комплектовании книгами всей Тюменской области, отказалось назвать процент своей выгоды. Она имела на это право, но при условии безусловной покупки запрашиваемого товара. Принцип «под реализацию» предполагает ценовой контроль издателя за своим детём по пути до покупателя. К тому же за областной научной библиотекой раньше была весьма устойчивая репутация «невозвращенки»: брать товарный кредит, сколько угодно пользоваться деньгами от продажи книг и рассчитываться по желанию исключительно левой ноги... Обе левые ноги теперь работают в других местах, а репутация осталась.

Умолчим о «Книжных столицах». Увы, но сердце, сам центр Тюмени, принадлежит не местным книготорговцам...
На фоне такого положения, когда местного производителя не поддерживает практически никто (лишь «Знание» с 50-процентной наценкой, да «Медея», считающая, что, перешагивая 30-процентный порог, мы ставим под сомнение наличие местной книги; книга существует лишь тогда, когда у нее есть покупатель, а значит, и читатель), трудно говорить о крупных издательских проектах.
Недавно читал о таковых на страницах одной местной газеты. И символом этого в издательском бизнесе Уральского федерального округа оказывался — «Баско»...

Передо мной с лейблом вышеназванного учреждения красиво изданные «Былины о богатырях города Эмдера». Следы его обнаруживают археологи в юго-западной части Березовского края. В девятнадцатом веке сотрудник Центрального статистического бюро МВД России Серафим Патканов побывал в командировке в Западной Сибири и записал фольклор мелкого северного народа. Наше издательство вернуло после советского небытия русскому читателю самые заметные произведения Серафима Кроповича, вначале в виде двухтомника, а затем — пятитомника, пустив их в розничную продажу. Это был исключительно издательский проект, со своими поисками и находками. В результате его была соткана канва биографии исследователя Сибири.
И вот в «Былинах о богатырях города Эмдера» часть текстов из С.Патканова. А легенда «Богатырь Яг» взята из другой нашей книги — «Литературные фантомы». Когда-то мне удалось отыскать легенду в поэтической обработке Е.Кузнецова в «Тобольских губернских ведомостях».

К этим текстам, найденным в книгах своих коллег-современников, прибавлены иллюстрации детской школы искусств поселка Талинка (есть такой под г.Нягань), финансирование проекта осуществлено с помощью местного историко-краеведческого музея «Отражение». Иллюстрации у книги отличные, в отношении перевода на английский сказать ничего не могу. Хотя мнение по этому поводу у меня есть: С. Патканов в свое время переводил эти легенды на немецкий, считая, что в России тема малых народов никому не интересна. Сейчас мы пытаемся поднять статус книги двуязычием. А почему бы не паткановский немецкий? Меньше денег в смету расходов на издание придется включать?

Но к книге какое имеет отношение «Баско»? Он подрядчик. Вы видели когда-нибудь «форд», собранный профессионально сантехником Ивановым и названный в честь него «Ивановцем»? Нет, он и останется «фордом» всегда.
Отсутствие в российском законодательстве правоустанавливающих документов об издательской деятельности позволяет проявлению такой вакханалии. Всегда был издателем тот, кто давал деньги, а не тот, кто их осваивал. Вложение средств в книгу — это всегда риск их возврата. Да и вообще я не знаю ни одного издательского проекта «Баско». Если ошибаюсь — пусть расширят мне кругозор. Ибо красивые «Былины о богатырях города Эмдера» — это издательский проект историко-краеведческого музея «Отражение».

Надо мной иногда подтрунивают: что, боишься конкурентов? Я всегда отвечаю всерьез: «Пока у нашего издательства их вообще нет». Из инвестирующих в книгоиздательское дело средств на горизонте виден лишь один. Это елфимовский фонд «Возрождение» из Тобольска. При разном подходе к местной книге трудно не заметить его. Но позиция А.Елфимова мне чужда. Мне никогда не был понятен его подход к авторам: если книга местная, то почему у нее должен обязательно быть иногородний, чаще столичный, составитель, автор, художник? И даже дизайнер? Как-то на одной из презентаций довелось услышать кредо издателя: «Я хочу, чтобы в провинции увидели, какой может быть книга». Странная концепция привозной культуры.
Мне непонятно, почему в томик о Тюмени не попала ни одна красивая вещь знатока города Валерия Чупина? Или почему составлять книгу о Ханты-Мансийске не доверили другому Валерию — Белобородову? Или почему книгами о М.Знаменском не занимается живущая в одном с А.Елфимовым городе Елена Швецова, большой знаток художника XIX века. В таких случаях говорят, мол, хозяин — барин.

Но когда в очередном томе «Тобольска и всей Сибири» встречаю не ошибку, а откровенную ложь, которую бы не допустил местный автор (составитель), то для меня дизайн книги превращается в малярные работы, выполненные с высокой производительностью, но не всегда аккуратно.
Так что до книгоиздательских проектов городу далеко. Об этом писал еще Петр Городцов. С тех пор мало что изменилось. Если и отпечатаешь книгу, то без помощи профессионального продавца будешь сидеть в ожидании, когда издание превратится в семейный альбом. Поэтому большинство именуемых себя издателями изначально их лепит... В смысле семейные альбомы...
Несколько лет назад, прямо в читальный зал Томского областного государственного архива, где работал с документами, мне позвонили. Новость была ужасающая. Книжный склад издательства с нашей продукцией последних лет находился в подвале, в который из отопительной системы был сброшен железнодорожный состав кипятка. На складе был почти весь тираж Катанаева. Первое издание рукописи о сибирском губернаторе Гагарине, хранящейся в Омске; там утонуло около ста экземпляров Буцинского; такое же количество пятитомника Патканова было съедено кипятком... Много ли это? Судите сами... Если первый был отпечатан тиражом 400 экз., второй — 500, а третий — вообще триста. Книг утонуло более чем на полмиллиона рублей.

Я приехал из командировки лишь через три дня. В подвале стояла все еще горячая вода. Чтобы не прихватило сердчишко, я нанял двух таджиков, и они за умеренную плату унесли весь этот полурастворившийся скарб в ближайшие мусорные баки...

Мой знакомый Юра Ларин, вечно играющий равнодушного добряка, успокоил меня: «И слава Богу! Теперь не нужно заботиться ни о реализации, ни о мышах...»

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета