Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

28.04.2025, 22:54

СИБИРСКИЙ ОГОРОД ПОД НАЗВАНИЕМ "КУБА"

Любовь РАК

Кубинец Исмаэль-Антонио Карраседо в Сибири сменил китель морского офицера на фуфайку. В красноярской деревне Миндерла он впервые взял в руки лопату, научился копать картошку, колоть дрова и топить печь.

В 1996-м, когда Исмаэль на поезде в самый первый раз ехал из Москвы в Красноярский край, ему было страшновато. Смотрел из окна на занесённые снегом домишки и не мог представить, какой будет новая жизнь. А жена Лена ещё и подначивала, пугала. На вопрос оторопевшего супруга, есть ли там хотя бы свет, отвечала ехидно: "Ага, одна лампочка". Бравому моряку становилось совсем плохо: "Ну всё, - думал про себя, - я попался!"

Действительность оказалась не такой ужасной, хотя и не простой. Света было много, спокойно работал телевизор и прочие электроприборы, в деревенском доме действовал даже водопровод. С печкой, правда, прежде чем затопить, пришлось повозиться - дрова не желали гореть. Кубинский парень извёл пачку газет - и всё без толку, потом решил плеснуть в топку бензина. Полыхнуло так, что едва успел отскочить, испугался до смерти. Позже научился использовать самый безотказный и традиционный в Сибири материал - бересту.

Впервые здесь он взял в руки топор - колет дрова. В Миндерле узнал, что такое русская баня, и парится теперь с пребольшим удовольствием. Именно тут, за тридевять земель от родины, освоил лопату - на собственной шкуре испытал, каково это, гектарами копать картошку. И совсем по-русски приговаривать: глаза боятся - руки делают. Семейные огородные плантации, которые местные жители так и зовут - "Куба" - главный источник существования.

Другую работу ему найти не удалось: военные моряки в Сибири не требовались, знание испанского тоже не пригодилось. Возможные варианты - переводчик, репетитор - оплачиваются так скромно, что бензин, который понадобится для поездок в Красноярск, всё съест. Решили, как многие в деревне, жить натуральным хозяйством. Засадили около 150 соток картошкой, ещё по пять - капустой, свёклой, морковью. Плюс - помидоры, огурцы, лук, чеснок, рассада цветов.
Работают в основном втроём: сам Исмаэль, Лена и её мама Алефтина Ивановна. Отец, увы, два года назад скончался. Осенью для уборки на два-три дня, бывает, нанимают несколько человек, приезжают помогать друзья и знакомые. Зимой кубинский глава сибирского семейства продаёт на рынке Красноярска свежие овощи, квашеную капусту, солёные огурцы и помидоры, домашнее лечо. Представителя Острова свободы в нём, как правило, не признают, принимают за выходца из ближнего зарубежья. И часто ругаются: чего, дескать, ты тут стоишь, ты же не сам всё это вырастил. Обидно. К тому же овощи с огородных плантаций часто воруют. А на вопрос, где взял, отвечают: "Да на Кубе".

- Когда приехал, мне было 30 лет, и жизнь надо было начинать заново, - рассказывает Исмаэль-Антонио. - Пугали холода: тогда здесь стояли морозы, выходить на улицу было просто страшно. Во дворе взялся за какую-то трубу - пальцы примёрзли. Вообще казалось странным, что надо надевать пальто, шапку. Я к этому не привык, на Кубе ведь постоянно стоит невыносимая жара, утром встал - уже весь мокрый, дышать нечем. Зато в Сибири навсегда забыл про свою астму. Ещё очень пугала работа. В родной стране все за копейки получают талоны на продукты - это, конечно, минимум, но жить, особо не усердствуя, можно. Здесь не поработаешь - не проживешь. И труд тяжкий, всё вручную. Только в этом году брат Лены трактором помог подкопать нам картошку, обычно приходится обходиться своими силами. Первое время вообще ничего не понимал: не отличал, где горох подрастает, где помидоры, как за всем этим ухаживать. Если бы я на Кубе так работал, пять раз бы уже стал Героем Соцтруда, уважаемым человеком.

Елена Футенкова и Исмаэль-Антонио Карраседо познакомились в Баку. Он окончил в Гаване военную школу, приехал в Советский Союз учиться в военно-морском училище по специальности "химик-разведчик". Она - сибирячка, всегда хотела пожить у тёплого моря. Отправилась в Азербайджан сначала в отпуск, а потом устроилась на работу туда, где давали прописку - официанткой в то самое училище. Чуть раньше Лена окончила биолого-химический факультет Красноярского госуниверситета, работала в секретной лаборатории, которая занималась отравляющими газами. Но вскоре своё место оставила - труд был очень вредным, решила не рисковать.
В училище они, конечно, периодически сталкивались, но особого внимания друг на друга не обращали. Познакомились по-настоящему совершенно случайно - ехали в одном автобусе и разговорились. Вместе погуляли по городу, сходили на дискотеку.

- Сразу эти отношения я серьёзно не воспринимала, - признаётся Лена, - замуж не рвалась, хотела свободы. А Тони, Антошка созрел быстро. Спустя неделю пришёл ко мне и заявил: "Всё, твои кавалеры закончились. Будешь моей женой!" Я долго сопротивлялась, но через два года мы сыграли свадьбу. В тот день в Баку вдруг ударил невиданный мороз, всё завалило снегом, дороги обледенели. Во "Дворце счастья" мы оказались единственной парой, потому что никто больше добраться не смог. Наверное, некие силы давали нам понять: в тёплых краях жить не придётся. Баку - замечательный город, там было очень комфортно, но последний год оказался страшным, началась настоящая война. Избивали армян, потом евреев, мы боялись, что следующими станут русские. Видели, как толпа разъярённых националистов гналась за человеком, схватила его за ноги и била о столб. Армяне со всего города сбежались к училищу, сидели там несколько дней прямо на асфальте - под защитой охраны. Людей вывозили на танках. Я три дня не могла вылететь в Москву, потому что аэропорт был забит - из Баку хотели улететь все.
Выручила знакомая, купила мне билет за тройную цену.

Тем временем Исмаэль окончил училище, получил звание старшего лейтенанта и отправился служить на родину. Конечно, Лена поехала вместе с ним - жили в Гаване, в доме родителей мужа. Там, на Острове свободы, родился сын - Руслан-Антонио Карраседо-Футенков, у кубинцев принято давать двойные имена и фамилии, по отцу и матери. Сибирячка Елена, как ни странно, жару и очень высокую влажность переносила стойко, не жаловалась. А у Руслана сразу начались проблемы со здоровьем - приступы астмы следовали один за другим. Врачи сказали: ребёнку срочно нужно менять климат.

Расставаться они не хотели, такое им даже в голову не приходило. А ехать, кроме Сибири, к родителям Лены, было некуда. Но прежде офицеру кубинской армии надо было уволиться со службы. Эта задача была совсем не простой - требовалась личная подпись министра обороны Рауля Кастро. Страна, выучившая Исмаэля за государственный счёт, получившая ценный кадр, никак не хотела с ним прощаться. Чтобы добиться увольнения, ему пришлось обойти немало кабинетов, потратить несколько месяцев.

В деревне Миндерле Сухобузимского района, в 45 километрах от Красноярска, они живут уже 12 лет, в этом году отметили 20-летний юбилей со дня свадьбы. Руслан, из-за которого пришлось покинуть жаркий остров, давно вырос и о своих детских болячках ничего не помнит. Он учится в Сибирском технологическом университете на факультете автоматизации и информационных технологий, перебрался в Красноярск.

Руслан "болеет" компьютерами, день и ночь сидит в Интернете, что очень печалит отца. Исмаэль-Антонио считает такое занятие вредным, ставит в пример сыну отпрыска своего брата на Кубе, который азартно играет в футбол и вообще увлечён спортом. Российская цивилизация - даже в сибирской глубинке - опережает кубинскую: там что компьютеры, что мобильные телефоны только-только входят в быт.

В Миндерле появилась на свет ещё и дочка Лиза, если полностью - Елизавета Антоновна Футенкова. Записать её на русский манер решил родной папа - чтобы девочка не мучилась с двойными именами и фамилиями. Ей здесь жить. Лиза учится только на пятёрки, играет на аккордеоне и пианино, рисует, занимается в куче кружков и как-то умудряется всё успевать. Темперамент у неё, похоже, отцовский.

Исмаэль-Антонио лихо стучит на маленьких кубинских барабанах, гремит маракасами. С явным удовольствием позирует фотокорреспонденту. Легко поддаётся на уговоры обрядиться то в сомбреро, то в телогрейку и шапку-ушанку, хотя последнюю не носит, в любые морозы предпочитая кепку. Выкатывает к нашим ногам тачку с тыквой необъятных размеров, выращенную своими руками, а затем, накинув на плечи флаг родины, гордо дефилирует по огороду. Артист пропадает!

Флаг, многочисленные сувениры, ром, сигары и кофе он только что привёз с Кубы, где не был целых семь лет. Ром и сигары с помощью друзей и гостей, увы, уже закончились. Пришлось вновь переходить на обычные сигареты ("это не табак - укроп какой-то") и исконно русские напитки ("да, самогон уважаю, но по чуть-чуть, а местное пиво пить не могу, с него голова болит"). Кофе - очень крепкий и очень сладкий, приготовленный по особому рецепту женой или любимой тёщей - тоже уже на исходе.

Ездить на Кубу чаще, тем более всей семьёй, не позволяют финансы. Только от Москвы до Гаваны билет стоит порядка 60 тысяч рублей. Так что Исмаэль поневоле несколько обрусел. Рассказывает, что родственники и знакомые на родине показались ему на этот раз слишком шумными: говорят много и громко, музыку включают на всю мощность. Праздник, устроенный по случаю его приезда - с поросёнком, зажаренным на углях, даже слегка утомил. Вечный карнавал! Жизнь в сибирской деревне, с одной стороны, тяжелее, с другой - куда размеренней и спокойней.

В 2005-м в Миндерлу приезжала мать Тони, кубинская бабушка - прожила три летних месяца. И всё ей очень понравилось: и невиданная клубника, зреющая прямо на огороде, и грибы с ягодами - в лесу. Очень впечатлили красноярские магазины, забитые товарами. На Острове свободы изобилие можно наблюдать только в валютных магазинах. Собственно, как и у нас в эпоху СССР.

Бабушку, конечно, встречали обильно накрытым столом. Куда столько готовят в России на праздники, кубинец до сих пор не понимает. На Кубе обычно обходятся лёгким фуршетом. И всё равно многочисленные яства, любовно приготовленные и украшенные, Исмаэлю очень по душе. Тем более что среди блюд есть и его родные кушанья - рис с чёрной фасолью, выращенной Леной на огороде специально для мужа, жареные бананы. А кроме того - полюбившиеся уже в Сибири деревенская сметана и булочки, испечённые тёщей. Красота!

Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета