04.11.2024, 20:47 |
НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК...07.10.2008, 16:28, "Самарская газета"
Светлана ВНУКОВА Грушинцы едут в Цхинвал. Петь о любви 18 октября в Цхинвале и 19-го во Владикавказе пройдут благотворительные концерты участников фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина. В десанте – исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы, Вологды, Тольятти и пятеро самарцев: Андрей Колесников, Ольга Малышева, Екатерина Багаева, Ирина Вольдман и Петр Старцев. Постоянные читатели «Самарской Газеты» и личные друзья тех, кто ее выпускает, Ирина и Петр заглянули вчера под вечер в редакцию. Пили двойной репортерский кофе, листали только что сверстанный номер и вспоминали о первой поездке в Осетию. Говорили о трагедии Беслана и о той, что накрыла Цхинвал… О бомбардировках Цхинвала сообщили в ночных новостях. Утром Вольдман пыталась выяснить судьбу тех, кто принимал самарских бардов в Осетии год назад и с кем договорились о новом концерте. Потом был звонок из Осетии: - Вы не передумали? - Нет. Они не передумали. Они едут. Как и в прошлый раз, второй концерт дадут во Вла-дикавказе. Первый будет в Цхинвале. В 2007-м барды пели сначала в Беслане. Век ТВ, и мы все ее очевидцы, трагедии, что обрушилась на Беслан в сентябре 2004-го. Кадры хроники в тебя впечатаны, и стоит кому-то сказать одно только слово – Беслан, и видишь здоровенного мужика в камуфляже. Рыдает. За спиной - полыхает здание, вокруг - бешеная стрельба, на руках - тело ребенка. Видишь двор школы, ребят из МЧС и убитых заложников под черным полиэтиленом. Огромные белые рефрижераторы. Женщину видишь посреди пустого уже двора и слышишь как она воет... 2007-й. Российских бардов приглашают в Осетию. Кто-то приглашения не принимает: Беслан и смерть для многих синонимы. «А там спокойно, - говорит нам Старцев. – В 2007-м там было спокойно, хотя люди все еще в сентябре 2004-го. Три года прошло, а боль в глазах такая, как будто траге-дия случилась вчера». «Мы были на кладбище, - вступает в разговор Ира Вольдман. - Будний день, но очень много людей. Мужчина за кладбищем ухаживает. У него вся семья в школе погибла, и он на кладбище этом живет. Просто живет. Были в школе. Ее не вос-станавливают – мемориал. В спортзале – фотографии, и без конца приходят дети. С цветами и все, абсолютно все, с бутылочками воды. Кладут цветы к фотографиям, ставят воду…» Живые, выжившие, дети приходят к тем, которые не выжили. Приходят с водой и логика этого страшная. Они же кроме того, что умирали тогда от ужаса, от пуль и взрывных осколков, умирали еще от жажды. А чтобы не умереть, пили мочу. Из ту-фель собственных и ботинок. Сколько нужно времени, чтобы такое вот пережить. Как пережить такое? И можно ли пережить в принципе? «Три года прошло после трагедии, - продолжает Старцев, - а люди все еще там, в сентябре 2004-го, но мы пели, они слушали и, вы знаете, оттаивали». Замороженные трагедией люди слушали песни, оттаивали, и родилась мысль - сделать бардовские концерты в Осетии постоянными. И осетинец Юрий Дзекоев приехал в июле с друзьями на Грушинский, и вот там на фестивальной поляне, на разбитом Дзекоевым осетинском дворике, уточнялись сроки, маршрут. В сентябре рвануло в Цхинвале. Август 2008-го, Южная Осетия. Разрушена уже не школа – город. И погибших не сотни – более тысячи. Старцев вспоминает: «В прошлом году в Беслане я ловил себя на мысли, что у нас здесь, в средней полосе России, потеряно очень многое из того, что не должно терять. Мы были в гостях у Дзекоевых. Юрий Сулейманович - как старший мужчина в семье - во главе стола, а блюда подает его младший брат. Юрию Сулеймановичу – за шестьдесят, брат – на год моложе, но почтение к старшему по возрасту абсо-лютное. Покорило отношение к памятникам Великой Отечественной – в идеальном порядке. Все, даже тот, что на дороге в ущелье. Помнят, чтут, заботятся. Потря-сающий народ. Нравственный, очень красивый, очень гордый, но очень маленький. Смерть одного человека для народа этого – утрата огромная. А тут... 318 детей погибли в Беслане. Мы потеряли поколение, говорили нам. Потери Цхинвала - это для осетин катастрофа». - Так до песен ли им сейчас? - спрашивает кто-то из редакционных. - Это все равно, что спросить «до жизни ли им?» - удивилась вопросу Вольдман. В Цхинвале самарские барды будут выступать на той самой площадке, на которой давал концерт со своим оркестром Валерий Гергиев. И если посмотреть снимки с того выступления, то станет понятно удивление Иры. Так, как в разрушенном Цхин-вале слушали Чайковского, его не слушали нигде. Выражение существует – песня, зовущая в бой. Есть такие песни, это правда. Но есть и другие. Те, что заставляют думать и лечат, да что там – попросту спасают души. Бардовские, видимо, из этого числа. «К нам после концерта в Беслане, - возвращается вновь и вновь к первой поездке в Осетию Ира, - учителя подходили. Мы, говорили, знаем ваши песни, мы их сами по-ем, мы поем их с детьми. А спойте, просили, еще вот такую». Петр говорит: «Я не сомневаюсь, компьютерные классы в Цхинвале будут теперь во всех школах. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Но что останется в душах пе-реживших бомбежки детей? Вот что самое важное». Про душу - это действительно самое важное. Что в этой душе останется. И не только в душе осетина, но и грузина. А касательно бряцанья оружием грузинских, российских, американских и да каких бы то ни было верхов, и экстаза, ко¬торый это бряцанье вызывает у отдельной части низов, то хорошо на этот счет сказал Шевчук. «Война - самое отвратительное, что может быть в человеческих отношениях», - заявил лидер ДДТ и устроил со товарищи антивоенный концерт в столице нашей родины Москве. Что по поводу «бряцанья» думает Петр Старцев? «Мне, - признался самарский бард, - если честно, безразличны подростковые игры мировых элит в войнушку. Меня волнует реальность. А она такова, что в результате этих самых игр гибнут люди. Сказано в Библии – не убий. Но грузинские солдаты стреляют в мирных жителей. И вот им и тем, кто команду дал, не простится. Богом прежде всего. А у народов – осетинского, грузинского, русского все будет в порядке. Не народы затевают войны. Так думает Старцев. Вольдман тоже так думает и вспоминает, как в детстве гостила в горной деревушке под Поти. В Самаре, в клинике Ерошевского, лечился мальчишка из Грузии, Иру с ним познакомили, дети стали дружить. «Вот у него в семье, - рассказывает Ира, - я и гостила. Потом мужчины из этой семьи приезжали в наш город работать. Никогда, верите, никогда ни от кого я не слышала, что в Грузии не любят русских или что у нас не любят грузин». «О чем будут ваши песни»? - прощаясь, спросили мы Вольдман и Старцева. «Мы будем петь о любви», - ответили нам. Любовь - это главное, что там нужно сегодня». 16 октября самарские барды уезжают в Осетию. В двадцатых числах вернутся. Обе-щали зайти... Справка «СГ» Инициированная генеральным директором ООО«АлРос» Юрием Дзекоевым осетинская акция исполнителей авторской песни под девизом «Верь в Бога и твори добро», пройдет при поддержке Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия. Организаторы - ЗАОНПФ «МЕТА» (г. Жигулевск), НО«Фонд Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» (г.Москва), творческое объединение «Самарские барды». Оргкомитет возглавляет первый за-меститель председателя парламента Республики Северная Осетия – Алания Станислав Кесаев. |
|