13.01.2025, 03:43 |
23 КИЛОМЕТРА ПОКАЯНИЯ07.08.2008, 15:35  Газета "Тюменские известия"
Геннадий КРАМОР Дни памяти святых Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге собрали в этом году небывалое количество паломников со всех концов России и даже со всего мира. По разным оценкам, в столицу Урала прибыло от 10 до 50 тысяч человек. Тому причиной — круглая дата: 90-летие со дня убиения семьи последнего императора Николая II. К таким событиям неловко, кажется, применять слово «празднование». Однако мероприятия, проходившие в течение недели в рамках фестиваля, носили торжественно-праздничный характер. Трагедия, разыгравшаяся в ночь с 16 на 17 июня 1918 года, должна была, по замыслу убийц, уничтожить память о царской России и надежду на возрождение монархии. Однако жертва семьи Романовых и оставшихся верными слуг обернулась торжеством веры в бессмертие души и величия жертвы за Христа. Зримый символ этого торжества — храм во имя святых Царственных страстотерпцев, воздвигнутый в начале XXI века на месте разрушенного в 1981 году дома Ипатьева. Этот храм, называемый также Храмом-на-Крови, стал центром притяжения жителей и гостей Екатеринбурга. В программе Дней памяти значилось множество событий и мероприятий — таких как IV Международная выставка-ярмарка «От покаяния — к воскресению России», VII Международный фестиваль православной культуры «Царские дни»... Но главными событиями для православных верующих стали богослужения в Храме-на-Крови и покаянный крестный ход. Накануне памятной ночи, 16 июля, состоялся малый крестный ход — от станции Шарташ, куда в мае 1918 года прибыла царская семья, до Храма-на-Крови, где сразу же началась череда служб. В это время поток паломников, прибывавших к площади около храма, всё нарастал. Из Канады прибыла Ольга Николаевна Куликовская-Романова — председатель Благотворительного фонда имени великой княгини Ольги Александровны и супруга племянника Николая II. Виднелись автобусы со ставропольскими номерами, слышались московский и украинский говоры, степенно шествовали монахи с Валаама... Соседняя Тюмень была представлена особенно широко: казалось, сюда прибыли прихожане всех церквей нефтяной столицы. Площадь являла собой широчайший спектр православной культуры: напротив смиренно читающих покаянные каноны тётушек в платочках раскинули шумные лотки представители монархических движений. Люди в казачьей форме установили для поклонения свои образа святых, параллельно шла бойкая продажа их репродукций. В это же время в самом храме были выставлены подлинно чудотворные святыни и образа из разных церквей России. В этой же суете распространялись бумажные изображения самочинно прославленных лиц (таких как царь Иоанн Грозный) и «новоявленных» икон. Хотя их почитание не принимается большинством священства РПЦ, в народной среде яркие картинки получили широкое распространение. Рядом с портретами последнего государя из рода Рюриковичей подымались голоса, требующие созыва «истинно народного» Поместного собора. Недовольство ИНН, банковскими карточками и прочими новшествами эпохи глобализации сильно в приходской среде. Хотя при разговоре быстро выясняется, что эти недовольства растут на социальной, а совсем не на богословской почве: «Да нам бы царя такого, как Грозный, чтоб всех жуликов пересадил...» На вопрос: а зачем же для этого прославлять Грозного в лике святых и не лучше ли тогда кандидатура Сталина, — ответа не последовало... Идеологи стихийного прославления новых святых пытаются найти поддержку и у Царственных страстотерпцев. Ведь пострадавшие от советской власти члены семьи последнего императора были прославлены юбилейным Архиерейским собором РПЦ МП в 2000 году после долгих и настоятельных просьб священства и простого церковного люда. Так же «неконтролируемо» писались иконы, создавались акафисты, собирались факты чудотворений после молитвенного обращения к царской семье... Но есть всё же коренное отличие: семью уже прославила в 1981 году в лике новомучеников и исповедников Русская православная зарубежная Церковь. Юбилейный Собор, по сути, только установил их всецерковное почитание. И устранил, кстати, одно из препятствий для объединения двух ветвей Русской церкви, которое произошло в мае 2007 года. Результат объединения можно было видеть и в екатеринбургских торжествах. В Божественной литургии приняли участие трое архиереев — представителей РПЦЗ: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и епископ Домодедовский Евтихий, викарий Святейшего Патриарха, управляющий российскими приходами РПЦЗ. Возглавил же литургию митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, которому сослужили также архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. Внутри храма, что называется, яблоку было негде упасть. Специально для тех, кто желал принять участие в молитве, но не смог попасть в церковь, были установлены снаружи монитор и громкоговорители, через которые транслировалось происходящее на службе. Погода содействовала: с закатом солнца зной обратился в благодатную прохладу. Помимо шести архиереев, в службе участвовало более двухсот священников. Сразу по окончании литургии в 4 часа утра начался покаянный Крестный ход до Ганиной ямы — по той же дороге, которой двигался грузовик с телами убиенных, вывозя их за город для окончательного уничтожения. Символическое сочетание: 23 года продолжалось царствование Николая II — 23 ступени вели в подвал Ипатьевского дома, где совершилось убийство без суда и следствия, — и примерно 23 километра отделяет нынешний Храм-на-Крови от монастыря святых Царственных страстотерпцев, основанный в 2000 году на том месте, куда были увезены их тела. Темп хода был задан бодрый, поэтому не всем удалось дойти до конца пешком. Уставшие и отставшие садились в паломнические автобусы, которые замыкали живую ленту, растянувшуюся почти на пять километров. Несли свою службу работники ГИБДД и врачи. Последствия дневного жара, а также темнота и спешка, в какой начался ход, прибавили им работы. Так, одна паломница из Москвы подвернула ногу, однако отважно решилась идти дальше. Врачи вовремя успели посадить её в карету «скорой помощи». Четыре часа продолжался путь до монастыря. И когда последние паломники входили в бревенчатые ворота, здесь уже давно закончился отслуженный архиереями молебен у поклонного креста на месте старой шахты. Зато вовсю шли службы в семи чудных деревянных храмах, выстроенных на обширной поляне между сосен. Зелёные лужайки были сплошь усеяны отдыхающими крестоходцами. И никак не верилось, что здесь, среди мира и спокойствия величественного бора, 90 лет назад творилось страшное беззаконие... Вечером тоже же дня и утром 18 июля богослужение и крестный ход состоялись также в Алапаевске, в полутора сотнях километров к северу от Екатеринбурга. Там почиталась память великой княгини Елисаветы, инокини Варвары и князей, замученных в шахте в том же 1918 году. Однако большая часть паломников к этому времени уже разъехалась по домам, возвращаясь к житейским заботам и хлопотам. И невольно думалось: не в таких ли событиях вдруг является, промелькнёт среди рекламного гламура шумных пиар-акций подлинный лик России? Ведь не внушение телевизионных имиджмейкеров, а веление сердца созвало в уральский город, в провинцию, тысячи людей. Созвало на покаяние. Покаяние мы привычно воспринимаем как уничижение. Но ведь способность к покаянию, признанию своих ошибок — свойство благородной натуры. Не возвышается ли, парадоксальным образом, через покаяние дух нашего народа? Ответ зреет. И с каким чувством соберётся наш народ у стен Храма-на-Крови к столетию кончины последнего русского царя, мы узнаем всего через десять лет. |
|