Такого события, пожалуй, еще не было в истории региональных печатных СМИ. Я намеренно подчеркиваю – региональных. Да еще – на правительственном уровне. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в конце августа подписал приказ о создании Экспертного совета по региональным печатным СМИ. И цель обозначена: распространение успешного опыта региональных СМИ и подготовки рекомендаций по повышению эффективности средств массовой информации. Министр подчеркнул: «В рамках Совета мы хотим находить и распространять успешный опыт работы региональных СМИ, совместно определять необходимые экономические модели и подготовить рекомендации по повышению эффективности и устойчивости СМИ».
Порадовались: да, на нас наконец-то обратили внимание. И, хочется верить, осознали, что значит краевая, областная, муниципальная газета для читателя и в маленьком поселении, районном центре. Полосы этих изданий по полиграфии, броскости подачи отличаются от федеральных «собратьев», но в них – сама жизнь небольшого города, села. Региональная газета ближе своему читателю, потому что живет с ним одной жизнью. Корреспондент большой московской газеты в короткой командировке собрал фактуру, написал материал, опубликовал – и не увидел реакции читателя, даже если его газета добралась до глубинки. А «свой» журналист – он тут, рядом, ходит по тем же улицам, встречается с героями и антигероями. Любая неточность, тем более ошибка вызывает немедленную реакцию: как после этого смотреть в глаза своим читателям?
Все эти рассуждения – из области морали. Никто не оспаривает смысла, необходимости существования именно региональной прессы. Но в последние годы все чаще возникают проблемы чисто экономического плана. Как выпускать газету в условиях бесконечных подорожаний – полиграфии, бумаги, транспорта, аренды помещений? Как создать ту самую модель эффективного, успешного СМИ, которое завтра не объявит о своем банкротстве и не оставит тысячи, а то и десятки тысяч читателей без информации, к которой они привыкли за многие годы.
Для нас эта тема – отнюдь не новая. Последние четыре – пять лет мы проводили семинары, круглые столы, конференции с руководителями печатных изданий, их рекламных служб, отделов распространения. Темы, обсуждавшиеся на этих мероприятиях, говорят сами за себя:
· Государственное СМИ: как стать самостоятельным?
· Пресса в условиях преодоления последствий финансового кризиса
· Региональные СМИ в процессе изменения организационно-правовых форм
· Траектория успеха: как жить без дотаций
Это, конечно, малая часть проблем, которые мы обсуждали на своих мероприятиях все эти годы. Также как сложные отношения с «Почтой России». Как вы понимаете, сложные – это мягко сказано. Но совместная программа АРС-ПРЕСС и ФГУП «Почта России», которую мы назвали «Шаги навстречу», помогла перевести проблему из категории военных действий в русло дискуссий и предложений на круглых столах, конференциях, семинарах. Мешала только бесконечная смена руководителей «Почты России». С 2009 года мы пытались выработать общие подходы к решению проблем подписки и распространения. Скажем честно, не всегда получалось. С каждым новым руководством приходилось искать общий язык буквально с чистого листа. В 2014 году состоялось два круглых стола с участием региональных издателей и почтовиков. Напомню: именно в 2014-м Почта лишилась госдотаций на доставку печатных изданий, что привело к резкому удорожанию подписки и, как следствие, - такому же резкому сокращению тиражей. И даже в этой, казалось бы, безвыходной ситуации, мы пытаемся вместе искать варианты выхода из кризиса. По большому счету – варианты сохранения газет.
Думаю, понимание необходимости сохранения печатных СМИ особенно в регионах и стало поводом для появления приказа о создании Экспертного совета региональных печатных СМИ. Главный вопрос в том – в каком направлении ему работать, какие действия предпринять. Приведу свои аргументы, озвученные на первом заседании Экспертного совета, которое состоялось в Минкомсвязи 17 сентября. Разумеется, единого рецепта нет. Но, на мой взгляд, работа должна вестись в трех направлениях.
· Поддержка на государственном уровне.
· Совместная работа на региональном уровне с администрациями и УФПС
· И, конечно же, собственные действия редакций по повышению эффективности и успешности СМИ
Все эти предложения, разумеется, обсуждаемы и могут быть дополнены. Что, кстати, и происходило на первом заседании Экспертного совета. Но это только начало. Около 30 членов Экспертного совета, - опытные журналисты, настоящие профессионалы. Среди них немало и тех, кто уже попробовал себя в медиабизнесе, их опыт очень важен при разработке решений и предложений совета.
Надеемся и на поддержку коллег из регионов. Каждое предложение, любой опыт примем с благодарностью.
