Владимирская область известна своим историческим прошлым. Московская политическая традиция сформировалась за стенами стольного города Владимира, ставшего центром Владимиро-Суздальского княжества и оспорившего власть Киева над всей Россией. Письменная традиция во Владимире имеет очень древнее происхождение. Но она была сознательно разрушена московскими князьями ради утверждения властной вертикали. Так же москвичи поступали и с письменной традицией других присоединенных к Московской Руси княжеств. Летописные своды и другие письменные источники княжеств уничтожались, грамотные люди переселялись в другие города, правящая элита покупалась новыми привилегиями, а потомки людей, гордившихся традициями своего края, превращались в «Иванов, не помнящих родства». В результате письменная традиция Владимирского княжества, имевшая богатую историю, прервалась в 15-ом веке. Чтобы быть восстановленной уже в веке 18-ом. В 1797 году во Владимире была открыта губернская типография. А 8 января 1838 года вышел в свет первый номер газеты «Владимирские губернские ведомости». В 1838—1840 годах неофициальную часть издания редактировал Александр Герцен, оказавшийся во Владимире в качестве ссыльнопоселенца. Усилиями Герцена и других редакторов неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей» (Протопопова, Доброхотова, Тихонравова и Артлебена), были собраны материалы, заложившие основы владимирского краеведения. Краеведческие и этнографические публикации старых номеров местного губернского издания сих пор имеют неоспоримый авторитет у современных специалистов по локальной истории. А история первого владимирского печатного «официоза» - яркая демонстрация того, как государственное издание может быть интересным и востребованным.
Несмотря на относительную молодость владимирской прессы, в ней, как и в других формах письменной и материальной культуры Владимирского края, присутствует нечто реликтовое. Что-то, что незримо роднит культурную традицию современного областного центра с традицией, созданной людьми, жившими здесь во времена Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Аналогичное ощущение реликтовости возникает и в Санкт-Петербурге. Но историческая традиция Владимира Великого гораздо старше. А владимирская пресса – составная часть этой традиции. В первую очередь это – газета «Владимирские ведомости», созданная в 1990 году как современная версия закрытых в 1917 году «Владимирских губернских ведомостей». Это издание – настоящая энциклопедия современной владимирской жизни. Обращает на себя внимание стиль издания: легкий, добротный и основательный, напоминающий чем-то стиль литературного творчества русских дворянских усадеб. При этом каждая публикация достоверна, выверена, логична и доказательна. Неслучайно издательский дом «Владимирские ведомости» стал одним из участников совместного проекта ФГУП «Почта России» и Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) «Пришел на почту – купил газету» http://old.arspress.ru/news/site_news/58222/. Напомним: проект стартовал в сентябре 2015 года и проводится в пилотном режиме в 10-ти регионах Российской Федерации: Архангельской области, Республике Башкортостан, Владимирской области, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Мордовия, Московской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях.
За несколько месяцев работы проекта его участники собрали много информации и массу впечатлений, о которых мы продолжаем рассказывать в новой еженедельной рубрике «Вести почтового проекта АРС-ПРЕСС».
Сюжет шестой – «Владимир Великий: реликтовая пресса России».
Самое удивительное открытие, которое делает рано или поздно любой профессиональный историк, состоит в том, что потомки людей, жизнь которых он изучает, совершенно непохожи на своих предков. Хотя некоторые общие черты с ними все же сохраняют.
Жители Владимирского княжества были очень грамотными людьми. А как сейчас? В рейтинге грамотности российских чиновников, составленном в феврале 2016 года Институтом русского языка имени Пушкина, на первом месте оказался мэр Владимира Ольга Деева. Говорят, что ее рабочее утро начинается с чтения региональных газет…
В составленном в 2011 году журналистами портала www.slon.ru рейтинге СМИ 75 крупнейших городов России Владимирская область находится на 9 месте по суммарному тиражу негосударственной прессы: http://slon.ru/russia/svoboda_slova_na_bumage-278424.xhtml . Опережая по этому показателю многие более населенные регионы России. При этом средний тираж печатных СМИ на одного жителя Владимира – примерно на уровне аналогичного показателя Санкт-Петербурга, считающегося культурной столицей нашей страны.
Во Владимирской области работает порядка 60-ти печатных изданий и столько же электронных СМИ: местных теле- и радиовещательных каналов и информационных интернет-порталов. Местное управление федеральной почтовой связи никогда не могло похвастаться рекордными подписными тиражами. На одну тысячу населения во Владимирской области приходится 89 подписчиков печатных изданий, в то время как в уступающей ей по численности населения Курской области – 270. Традиционно скромными были всегда и показатели продаж печатных СМИ в почтовых отделениях. Исправить ситуацию был призван проект «Пришел на Почту – купил газету».
Первые результаты проекта оказались противоречивыми. В октябре 2015 года во Владимирской области был зафиксирован хороший уровень наличия печатных изданий в почтовых отделениях – 67%, что превышало средний уровень наличия печатных СМИ в 10 регионах пилотного проекта. Но уже в ноябре уровень наличия прессы снизился до 40%. В декабре этот уровень вырос до 70%. Одновременно с этим колебался и уровень выкладки печатной прессы на барьерах почтовых отделений: 50% в октябре, 26% - в ноябре, 54% - в декабре 2015 года. Инспектор пилотного проекта Е.А.Кравченко зафиксировала крайне низкий уровень продаж региональной и федеральной прессы. Даже в декабре 2015 года, через несколько месяцев после начала проекта, в УФПС Владимирской области отсутствовал внутренний документ, регламентирующий выкладку региональных изданий на барьеры. Положительным фактором, достигнутым в первые три месяца работы по проекту, можно было считать относительное снижение уровня возвратов непроданных экземпляров изданий – с 58% в октябре до 49% в декабре 2015 года.
Сложно однозначно оценить данные, полученные в результате мониторинга розничных продаж прессы во Владимирской области в начале 2016 года. В январе 2015 года во Владимирской области было зафиксировано снижение уровня возвратов непроданной печатной прессы – до 46%. В феврале возвраты снизились до 42%. При этом показатели наличия периодических печатных изданий в почтовых отделениях упали до 39% в январе 2016 года и до 38% в феврале, что существенно хуже среднего уровня наличия печатных СМИ в 10 регионах пилотного проекта: 52% в феврале 2016 года. В январе существенно снизилась и доля выкладки печатной прессы в почтовых отделениях – до 24%. В феврале, благодаря предпринятым совместно с УФПС Владимирской области административным мерам, процент барьерной выкладки вырос до 33%.
В январе в УФПС Владимирской области состоялось рабочее совещание под руководством заместителя директора по коммерческим вопросам П.В.Тельного. На повестку дня был вынесен вопрос о реализации в регионе пилотного проекта «Пришел на почту – купил газету». По результатам совещания был принят план развития розничных продаж прессы в почтовых отделениях Владимирской области. В частности, принято решение расширить почтовую географию розничных продаж региональной прессы. Например, в феврале стартовали продажи газеты «Владимирские ведомости» в 39 почтовых отделениях Гусь-Хрустального района. В этом же месяце в почтовых отделениях области была проведена акция «Товар дня», направленная на стимулирование розничных продаж региональных изданий. Намечены новые маркетинговые мероприятия, которые должны стартовать в ближайшее время.
Проект «Пришел на почту – купил газету» пока что не привел к существенному увеличению продаж региональной прессы во Владимирской области. Но главный положительный результат проекта в этом регионе – создание эффективной системы взаимодействия региональных издателей и руководителей местного почтового ведомства. Существующим проблемам оперативно не дают превращаться в проблемы неразрешимые. И это обстоятельство дает основания утверждать, что проект реализуется во Владимире не менее эффективно, чем в других пилотных регионах.
Альянс руководителей региональных СМИ России благодарит сотрудников центрального аппарата ФГУП «Почта России» и УФПС Владимирской области, оказавших поддержку проекту и способствовавших его быстрому запуску в столице российского Золотого кольца.
Большую признательность АРС-ПРЕСС выражает также руководству и коллективу издательского дома «Владимирские ведомости». Усилиями редакции был получен бесценный опыт взаимодействия с сотрудниками региональных УФПС в условиях быстрого решения возникающих проблем. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества.