![]() |
14.06.2025, 20:37 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ГОРОД ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ.25.06.2008, 16:32  Газета "Вятский край" г. Киров
Надежда СОЗИНОВА
Старый город спускается лестницей в низину. Дорожки ведут к прудам с фонтанами. Мостик через речку Тойму сливается с черно-зелеными дубами. А пары молодоженов, которые, как на Вятке, изобрели свой маршрут в день бракосочетания, издали похожи на шоколадные фигурки со свадебных американских тортов. И если бы не цветной шатер, устроенный на земляной площадке, если бы не пушки времен Великой Отечественной войны и не бюст маршалу Говорову, все могло показаться картинкой из не нашей жизни. Но вот он, берег, - стоит купеческий дом девятнадцатого века. В нем жила семья городского головы Шишкина. И сын его, четырнадцатилетний Иван, написал картину, которую случайно обнаружили между перекрытиями (возможно, спрятал сам, когда вырос и не слишком оказался доволен первой работой, говорят экскурсоводы). На картине - окрестности Елабуги. Соперников в проведении V Форума творческой интеллигенции Приволжского федерального округа “Поволжье - родники вдохновения” у Елабуги и быть не могло. Таково общее мнение его участников - писателей, художников, композиторов, журналистов, министерских и просто работников культуры. Форум состоялся 6 - 8 июня с.г. благодаря руководству ПФО, Республики Татарстан, Елабужского муниципального района. Поддержку оказали Центр Национальной Славы и бизнес-сообщество самой Елабуги. Форум - это не просто знакомство с достопримечательностями, теплое общение близких по духу людей. Это обсуждение насущных проблем, которых у культуры немало, это рождение инициатив, знакомство с интересным опытом территорий. Центр Национальной Славы представил программу “Святость материнства”. Был подписан меморандум “О формировании средствами массовой информации и рекламными агентствами семейных ценностей”. Вятку на форуме представляли директор Кировского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, кандидат искусствоведения И. Любимова, председатели - Союза писателей Кировской области В. Фокин, отделения Союза художников С. Горбачев и зам. председателя областной журналистской организации Н. Созинова. Гостями форума были кинорежиссер и киноактер, президент кинофорума “Золотой Витязь”, почетный член Фонда Андрея Первозванного Н. Бурляев, секретарь Союза писателей России В. Шамшурин, секретарь Союза журналистов РФ Н. Скворцова и другие. менно Елабуга взрастила талант вятского живописца. Он уезжал в столицу учиться - отец напутствовал его словами: может, что-то и получится. Получился самобытный живописец, картины которого обрели мировую славу и статус мирового достояния. В этих картинах воспета природа вятской земли - Елабуга во времена Ивана Шишкина-младшего, как и Ивана Шишкина-старшего, купца и городского головы, была частью Вятской губернии. - У меня двоякое впечатление, - сказала директор Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых Ирина Любимова, когда ее спросили о впечатлении от Елабуги, в которой она оказалась впервые. - Жаль, что Елабуга давно уже не вятская. Но хорошо, что она не вятская. Что поделать, нам поневоле приходилось сравнивать то, что увидели в старинном купеческом, когда-то уездном вятском городке, с тем, что есть сегодня в таком же старом городе Кирове, который не только не обретет свое исконное имя, но и истинную дату рождения. И это сравнение не в нашу пользу. Елабуга стала настоящей жемчужиной Поволжья, преобразившись к своему 1000-летию (отмечали в 2007 году) до неузнаваемости. Памятники истории Елабуги Древнейший памятник - периода Волжской Булгарии (Х - ХII вв.) - башня Елабужского (“Чертова”) городища. В городе с XIX века сохранились Спасский собор, Никольская и Покровская церкви, построены соборная мечеть Джамиг и мечеть Аль-Кадыр. Сохранились многие старинные архитектурные ансамбли: Хлебная площадь, пивоваренный завод купцов Стахеевых, Казанско-Богородицкий женский монастырь (восстанавливается), ансамбли учебных заведений (в частности, педагогического университета и Елабужской средней специальной школы милиции МВД РФ). Как и все в стране, елабужане пережили в девяностые годы крушение надежд. Сначала им обещали построить тракторный завод. Потом - автомобильный (печально знаменитая афера с народной малолитражкой). Безработица, уныние в сердцах. Запустение в храмах. Разрушающиеся старинные купеческие, мещанские дома, в которых протекали крыши, скрипели полы и, сгнивая, лопались водопроводные трубы... Глава Елабужского муниципального района, мэр города Елабуги Ильшат Гафуров, рассказывая об этом, наверняка переживал и свои первые впечатления от города, в который его, тогда кандидата физико-математических наук, направил работать президент Татарстана М. Шаймиев. Но эти впечатления стирают другие - более сильные, позитивные. Как удалось остановить разруху? Татарстан стал больше и больше добывать и перерабатывать нефти. На средства от нее строили жилье для тех, кто ездил работать вахтовым методом на нефтедобычу, в том числе и из Елабуги. Рядом со старым городом рос город новый. Но в Елабуге решили: надо развивать свой бизнес - туристический. И стали освобождать в старом городе жилые дома и продавать их за символическую цену предпринимателям, фирмам. Но с непременным условием реставрации в первозданном виде. Генеральный директор Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, советник мэра Елабуги Гульзада Руденко и сейчас раз в неделю объезжает улочки старого города - внимательно смотрит: не нарушил ли кто запрет на установку в домах пластиковых окон, кондиционеров. На фасадах ничего такого мы не заметили, хотя в старых особняках на улицах с красивыми фонарями работают банки, офисы, здесь расположены все основные учреждения. И, как оказалось, это было одним из стимулов переезда предпринимателей в эту часть Елабуги. Такое впечатление, что шло настоящее соперничество: кто сделает лучше и краше. И еще был принят Устав старого города, в котором оговорены все условия его существования как охраняемой заповедной зоны. Не один-два особняка, как в Кирове, а улицы, кварталы возвращенной красоты. По архитектуре дома напоминают наши. А по виду - полная противоположность. Здесь в каждой мелочи - проявление любви к своему городу. Может, чуть переборщили с памятниками (напротив почты на столб поднимается связист, у Дворца культуры разводит руками землю нефтяник), но, когда видишь возвращенный из небытия величественный Спасский собор, об этом уже не думаешь. Все в конце концов будет гармонично, и снова войдет в общественное сознание, что меценатство - это бескорыстная помощь городу и его людям. Так было принято в купеческих родах. Они строили и особняки для своих больших семейств, и дома призрения. А в городские головы выбирали особо уважаемых людей, заботящихся об общественной пользе. Иван Шишкин, отец художника, построил в Елабуге ставшие знаменитыми пруды и проложил деревянный водопровод. Имена сегодняшних меценатов отлиты на 12 колоколах Спасского собора, и на домах появляются таблички, где отмечено, кому дом обязан своим первоначальным видом. Когда Ильшат Рафкатович Гафуров сказал, что 2007-й был в Елабуге Годом благотворительности, невольно подумалось: а почему у нас не могут поставить на пользу старой Вятке “административный ресурс”? И почему, например, в каждой школе там проводят раз в три месяца “круглые столы” с участием руководителей города и района, а на Вятке принято встречаться с учениками и их родителями (далеко не со всеми) 1 сентября, и то на скорую руку? А в Елабуге готовы слушать людей. И не потому ли коммунальщики, поддерживая порядок, нашли возможность не вываливать в машины заполненные мусорные баки, а просто менять их на чистые. Не потому ли и улицы при минимальных затратах оформлены с художественным вкусом. А по субботам в парке у фонтана выступают все творческие коллективы, которым овации зрителей - лучшая награда. Молодежь, конечно, вечерами тусуется у магазинов, где торгуют пивом. Но “забегаловок” мы практически не видели, и шатров пивных тоже. Последние появились в отведенном для этого месте вблизи майдана в праздник окончания весенних полевых работ. Он называется сабантуй и “экспортируется” в 70 стран мира. Елабужцы на мир пока не замахиваются, но поедут проводить праздник в Красноярске. Сабантуй длится весь день. Не успел послушать исполнителей народных песен, увидеть национальные танцы (в Елабуге живут 56 процентов русских, 42 процента татар, есть удмурты, марийцы, украинцы и другие), иди в кузнечную слободу - там свои мастера соревнуются в умении выковать розу с мастерами приезжими (нынче были из Ульяновска). Или смотри выездку лошадей и соревнования наездников из конно-спортивной школы “Кентавр”. Ну а потом главные действа: национальная борьба на поясах - курэш - с чествованием батыра сабантуя, конкурс красавиц, концерт творческих коллективов и исполнителей, причем не только из Елабуги и района. А вечером концертно-развлекательная программа и дискотека. Надеемся, погода нынче не помешала осуществить всю программу праздника. По крайней мере, полеводов - главных виновников торжества - она врасплох не застала. Поля в Татарстане (хотя бы те, что видели вдоль трасс) - с самыми дружными всходами. Как взрастить всходы культурные - вопрос не “агротехники”, а политики в области культуры. Если она есть, то не просто всходы будут, но и урожай. В Елабуге пока готовятся “собрать урожай” в виде массового туризма. Но республиканская политика в отношении культуры чувствуется во всем. Она ведет за собой бизнес, образование, социальную и коммунальную сферы и так далее. “Стахеевское движение” - не клуб богатых людей, а цель: капиталы должны работать на благо многих людей. И уже закономерностью воспринимается, что именно елабужская программа была принята для создания свободной экономической зоны. На площадку в 20 квадратных километров пришли семь, как говорит мэр города и глава района Гафуров, резидентов-инвесторов. Вложив свои капиталы, они создадут 14 заводов. Основные будут выпускать автомобили различных модификаций, другие будут обеспечивать производство 200 тысяч машин в год (в частности, микроавтобусов). Премьер-министр России Владимир Путин побывал в Елабуге 27 мая, буквально за неделю до открытия Форума творческой интеллигенции, и остался, говорят, удовлетворен тем, что в городе создадут рабочие места для 30 с лишним тысяч человек. Планы у администрации - увеличить население города, которое сегодня составляет 70 тысяч человек, в два раза. Кстати, такое однажды уже произошло - когда стала развиваться нефтяная отрасль. Но сырье - сырьем, а надо что-то делать и руками (хватит японцам над нами подшучивать). Елабугу называют вторым историческим центром Татарстана. Здесь находятся около 700 объектов исторического и культурного наследия. Среди них - восстановленная башня на древнем городище. “Притроньтесь к камню и загадайте желание. Обязательно сбудется”, - посоветовала нам гид. Загадали, ждем исполнения. А прочувствовав на своих костях всю силу могучего северного ветра, мы покидали городище в полной уверенности, что его недаром нарекли “чертовым”. Эпоха сменяла эпоху, культура - культуру. Ананьинская подарила нынешним исследователям края женские украшения, датировка которых и вывела на 1000-летие возникновения Елабуги. Конечно, дата условна. Но праздник сплотил горожан и позволил городу, возле которого Тойма впадает в Каму, установить свое родство с Волжской Булгарией уже, так сказать, официально. А вблизи городища и башни появился еще один памятник - булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату. Изучение истории ведет в глубь веков и ярче высвечивает недавнее прошлое. А изучать прошлое, познавать прекрасное в Елабуге есть где - Литературный музей Марины Цветаевой, Дом памяти Цветаевой (дом на Малой Покровке стал последним пристанищем Марины Ивановны, здесь 31 августа 1941 года трагически оборвалась ее жизнь, а прах покоится на местном кладбище); Дом-музей знаменитого русского художника Ивана Шишкина с его светлой комнатой-мастерской; Музей-усадьба Надежды Дуровой - она писала здесь свою “Кавалерист-девицу” и другие произведения, прожив в Елабуге 30 лет; Музей уездной медицины имени Владимира Бехтерева - выдающегося ученого-психоневролога, уроженца Елабужского уезда. А еще есть художественный салон, краеведческий комплекс с театром и художественная галерея. Все это входит в Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который и привлекает туристов (и не только их) в Елабугу. Кто дал такое имя поселению - большой бык или большой окунь, спорить этнографам. Но на таких просторах да не пастись быкам, а в таких реках да не водиться чудо-окуням (елабужцы поставляли рыбу к царскому столу)?! Сама Природа одарила эти места красотой. А красота не может не вызвать вдохновения. Пусть не здесь написано, но останется на века: Не умрешь, народ! Бог тебя хранит! Сердцем дал - гранат, Грудью дал - гранит. Процветай, народ, - Твердый, как скрижаль, Жаркий, как гранат, Чистый, как хрусталь. Марина Цветаева. Такие важные детали В здании бывшего епархиального училища, построенного по проекту вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина на средства потомственной почетной горожанки Г.Ф. Стахеевой, воспитанницы ходили в одних носочках - такими теплыми были полы благодаря так называемому духовому отоплению. Там сегодня размещается педагогический университет. Подготовленных специалистов не будут ждать разве что в детском доме - мэр Елабуги пообещал, что в скором времени социального сиротства в городе не будет, и детдом закроют за ненадобностью. Елабуга - Вятка. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |