Михаил Майдаков, ведущий разработчик компании «Эксцентрикс»:
«Я не готов платить налог на Интернет, поскольку это просто надувательство. Если его вводить, то вся информация, предоставляемая членами РСП, должна распространяться бесплатно – иначе получается, что они продают свой товар дважды. Также не понятно, почему налог должен браться с каждого устройства, а не с пользователей. Ведь Интернет выходят не только люди, но и, например, навигаторы или охранные системы. Они же вообще не пользуются контентом в сети! По оценкам МТС, объём российского рынка М2М-услуг по итогам девяти месяцев 2014 года достиг 5,5 млн sim-карт. Это значит, с них тоже возьмут налог?
У РСП просто не получается бороться с пиратскими сайтами, поэтому они хотят переложить всё на пользователей сети. Хотя это не очень честно. Почему я должен платить не только за потребляемый мною легальный контент, но и за то, что кто-то качает пиратский? Тогда нет никакой мотивации покупать лицензионный. На количестве пользователей Интернета это, конечно, никак не скажется – только на их недовольстве».
Александр Максименко, директор компании Sijeko, разработчик сайтов:
«К идее с налогами я отношусь отрицательно. Правообладатели так пытаются старыми методами работать с новой средой. Но им нужно приспосабливаться! Например, когда мы переписывали аудиокассету, то качество записи было ниже и выгодно было покупать лицензионную, чтобы послушать хороший звук. Цифровая копия абсолютно идентична оригиналу, а люди не дураки, чтобы платить за то, что можно получить даром.
Правообладателям надо не о налоге заботиться, а улучшать инфраструктуру. Я готов заплатить за книгу, которой у меня нет, но проблема в том, что в электронном виде ты её не найдёшь. Этот вопрос они решили? И насчёт цен: не купить трек за три рубля – это глупость. Поставьте нормальные цены и получайте деньги за скачивание. Зачем налог? Правда, если его введут, то введут и для тех, кто покупает музыку, и для тех, кто просто скачивает… От этого никуда не денешься, придётся просто платить».
Оксана Кучирка, координатор проекта 2do2go.ru:
«В этом вопросе затронуты интересы не только стороны пользователя и правообладателя, но и компаний, которые предоставляют услуги по подключению к Интернету, организаций, которые ведут активную деятельность в Сети, и других. Юридически не до конца понятно, как сейчас правильно использовать чужие материалы: ставить ли ссылки, достаточно ли упомянуть автора. Поэтому, как координатор большого интернет-проекта, я готова каждый год платить какие-то деньги (затрудняюсь ответить, сколько конкретно) Союзу правообладателей, чтобы не волноваться за каждую опубликованную фотографию, выложенную аудиозапись и так далее.
Но как пользователя меня такой налог не устраивает. Мы же и так оплачиваем подключение мобильной связи или стационарной точки доступа. Здесь уместнее обложить налогом как раз организации, которые получают деньги за эти услуги. Но опять же: а не толкнёт ли их такой налог на увеличение цен на те же 300 рублей для каждого подключённого?»
Илья Лочканов, директор рекламного агентства «Сверхнова», создатель сайта belive.ru:
«Готов ли я платить этот налог? Скорее, да. Я и так легально покупаю музыку, и 300 рублей в год — это не колоссальный расход. Но я думаю, закон не смогут принять, потому что его невозможно реализовать. Во-первых, он противоречит самой идее Интернета, потому что он задумывался как свободное пространство для передачи информации. Во-вторых, эта инициатива не продумана технически. Как будут отслеживать, оплатил я или нет? Эпоха неуправляемого Интернета сказалась, и теперь, чтобы заставить пользователей платить за музыку, фильмы и книги, нужно предоставить им какие-то выгоды. Например, в Германии зрители платят за телевидение, но взамен получают федеральные каналы без рекламы. А что можно предложить интернет-пользователям?»
Сергей Хахалев, директор SMM-агентства «Бонус», соавтор сообщества «Белгород — это интересно»:
«300 рублей в год за 8 гигабайт фильмов, 40 часов музыки и сотни фотографий в день? Отличный налог для очищения души пирата! Если сбор на что-нибудь повлияет, если он избавит от страданий какого-то правообладателя, то я, конечно, готов платить.
Нужно помнить, что сейчас крупные компании пытаются легализовать авторский контент. Например, «ВКонтакте» договаривается, чтобы музыканты сами выкладывали в аудиозаписи свои песни. Вообще, распространение музыки в соцсетях – это пиар. Noize MC свой последний альбом выложил в открытый доступ, чтобы как можно больше людей послушало. Покупка фильмов, музыки, книг в Интернете сейчас – это такое выражение благодарности. Бывает, что человек слушает все десять альбомов, а покупает только два: вроде как благодарит за те, которые понравились больше всего. А требовать оплаты от всех довольно глупо, потому что 15 лет мы качали-качали-качали бесплатно, и нам никто не говорил, что это плохо».